Россия – тюрьма или семья народов?

Россия – тюрьма или семья народов?


Ложными стереотипами мыслят не только обыватели, но и учёные грешат этим. А уж идеологи и политтехнологи с превеликим удовольствием и успехом используют штампы для внушения народам идей, выгодных сегодня правящим элитам. С целью очищения мозгов от мусора представляем вам статью кандидата философских наук Рустема Вахитова (г. Уфа) об истории присоединения к Москве соседних с русским народов.


Так в чём же особенность России?


1.

Наши записные патриоты и державники с такой же легкостью к месту и не к месту упоминают об особенностях российского духа и бытия, «особой стати России», с какой наши доморощенные западники игнорируют или же высмеивают эти особенности. Подобные заявления, похоже, превратились в банальность, в штамп. А ведь если отвлечься от политической и идеологической ангажированности и просто – бесстрастно и объективно взглянуть на вещи, то сразу дух захватит от удивления: насколько, действительно, наша Родина – Россия, великая и бессильная, обильная и убогая, не похожа на другие страны, и прежде всего, на страны Запада. Прекрасно сказал об этом русский философ И.А. Ильин: «…ни один народ не имел такого пространства, такого климата, таких границ, такого исторического бремени, такого многонационального состава, таких трудностей и соблазнов, такой героической жертвенности, такого государства и такой культуры! …»[1].

И одной из таких особенностей нашей цивилизации является фактически мирное – за редкими исключениями – ее образование в позднем средневековье, когда земли и народы, прежде входившие в монгольскую Орду, после ее распада, стали собираться вокруг нового центра – православной Москвы (здесь и далее выделено мной РВ). Поговорить об этом, я думаю, вполне уместно в год великого праздника башкирского народа, да и всех остальных народов, входящих в нашу общую семью Россию – года 450-летия добровольного присоединения башкир к Московскому царству. Я сознательно назвал этот праздник не только башкирским, но и общероссийским, и дело даже не в том, что ему действительно по указу президента Путина присвоен статус федерального. Когда в семью входит новый человек, то это радость не только для него, но и для всех.


2.

Я отдаю себе отчет в том, что это заявление – о фактически мирном характере образования ранней формы российской цивилизации – Московского царства – не просто вызовет недоумение среди очень многих, но и покажется им верхом нелепости. Ведь среди представителей постсоветской интеллигенции, особенно в национальных республиках России – чего уж греха таить! - широко бытует совершенно иной тезис – о том, что Московское царство, как и все остальные формы российской государственности, было жестокой колониальной империей, которая огнем и мечом присоединяла к себе другие народы – казанских, сибирских, астраханских татар, топя в крови их сопротивление. Добровольное присоединение башкир к Московскому царству рассматривается в рамках этого понимания в лучшем случае как исключение из общего правила. Впрочем, более радикальные обличители «российского колониализма» доходят и до упреков в адрес предков современных башкир. Суть этих упреков в том, что пока другие якобы сопротивлялись «русской экспансии», башкиры, дескать, наслаждались выгодами от своего коллаборационизма. И эта оскорбительная и для русских, и для башкир концепция «российского колониализма», увы, в менее радикальной разновидности, попадает в общедоступные школьные учебники, в научные монографии, а в более радикальной - звучит в публицистических статьях «оппозиционных» газет, в митинговых речах …

Представители молодого поколения, бездумно повторяющие эти рассуждения, верно, будут удивлены, если узнают, что националистические витии полностью позаимствовали эту концепцию … из советского официального марксизма. Действительно, идеологи национальных движений эпохи перестройки, также как и их коллеги-либералы были чаще всего представителями творческой или вузовской, научной интеллигенции. А сознание этих слоев советского общества было пропитано штампами вульгарного марксизма. Самые одиозные из этих штампов до сих пор живы, хотя их носители давно уже формально «отреклись» от марксизма, и даже клянут его с той же экспрессией, с какой «во время оно» восхваляли. Таким образом, эти штампы и по сей день вливаются в молодые умы уже под маркой немарксистских и даже антимарксистских идей.

Как известно, советский марксизм воспринимал Россию не как особый культурный мир, уникальную семью народов, а как «тюрьму народов», колониальную империю окраинного европейского народа – русских, захвативших и подчинивших себе множество других, прежде всего азиатских народов. Именно так характеризовал Россию В.И.Ленин в знаменитой своей статье «О национальной гордости великороссов». В частности, он писал там: «Нам, представителям великодержавной нации крайнего Востока Европы и доброй доли Азии, неприлично было бы забывать о громадном значении национального вопроса; - особенно в такой стране, которую справедливо называют «тюрьмой народов»[2]. Фундаментом такой позиции был европоцентрим марксизма, восприятие им цивилизации Запада и ее исторического пути как образца, которому должны следовать все остальные цивилизации. Своеобразие этих цивилизаций воспринималось классиками марксизма – от Маркса до Ленина - как досадные отклонения от «нормы» или «атавизмы», мешающие «нормальному» развитию (так, Ф. Энгельс опровергая тезис об уникальности и оригинальности русской крестьянской общины, не усмотрел в ней ничего, кроме атавизма первобытнообщинного строя, сохранившегося лишь в таких «отсталых» странах, как Россия)[3]. Понятно, что с этой точки зрения, если в России уж сформировалось многонародное государство с единым центром – империя, то она в основных своих чертах не должна отличаться от империй «цивилизации-образца» - Запада, т.е. «колониальных империй».

Развивая эти положения Маркса, Энгельса и Ленина, советские историки-марксисты старались в многовековой истории сосуществования народов России подчеркивать периоды конфликтов и не слишком обращать внимание на противоположные явления – мирного сосуществования. Кроме следования классикам тут была и политическая конъюнктура: советским историкам особенно важно было показать, как плоха была жизнь народов в России до социалистической революции. Показательна в этом смысле работа М. Худякова «Очерки по истории Казанского ханства», где русские из войска царя Грозного изображены кровавыми преступниками, а противостоявшие им казанцы - благородными борцами за независимость (эту работу при всем ее примитивном социологизаторстве до сих пор страницами цитируют татарские националисты). Так что преподавателям истории, в 80-е годы становившимся националистами, не нужно было даже перестраиваться: как они до 1985 года повторяли слова из ранней публицистической статьи Ленина о «России – тюрьме народов», так и после 1985 года продолжали это делать (только по мере того, как Ленин выходил из моды, «забывая» указать источник цитаты). Творческая «переработка» вульгарно-марксистского штампа состояла лишь в том, что теперь они и СССР объявляли тоже «тюрьмой народов», закрывая глаза на те многочисленные блага, которые принесла Советская власть бывшим «инородцам» бывшей Российской империи.

Вряд ли требуется обстоятельное научное опровержение этого шаткого идеологического конструкта. Ученые, принадлежащие к школе евразийцев, прежде всего историки Г.В.Вернадский, Л.Н.Гумилев, В.В.Кожинов, прекрасно это уже сделали. В своих работах они показали особенности исторического формирования российской цивилизации и его принципиальные отличия от образования колониальных империй Запада[4]. Я ставлю перед собой гораздо более скромную задачу – популяризации выводов этих известных ученых-евразийцев. В ходе ее я хочу показать, опираясь на факты и исследования профессиональных историков, что большинство народов России входило в ее состав, действительно, добровольно (хотя мнение самих народов и не всегда совпадало с мнением их элит), и мирно (а конфликты, подобные войнам между Москвой и Казанью и Астраханью не имели никакого отношения к «борьбе тюрок за национальную независимость»).


3.

Факты же показывают, что далеко не только башкиры добровольно присоединились к русскому государству. Это был общий выбор большинства народов Поволжья, некогда страдавших от власти казанских ханов. Вместе с башкирами, после падения Казани добровольно присягнули на верность русскому «белому царю» такие поволжские народы, как чуваши, марийцы, мордва, которые тоже ранее входили в Казанское царство. Часть ногаев также подписали с Москвой мирный договор в том же 1557 году, что и башкиры (ногаи и до этого часто выступали как союзники Москвы, даже в войнах между Москвой и татарскими царствами). Это обеспечило автономное существование Ногайской орды в составе Московской Руси вплоть до 1606 года, когда, после того как прервалась промосковская династия князя Исмаила, среди ногаев возобладали протурецкие настроения и ногаи откочевали в Прикубанье, в тогдашнюю сферу влияния Турции[5].

Далее, в 1555 году в Москву прибыли послы и от сибирского царя Едигера и также просили царя Иоанна IV Грозного «взять всю Сибирь под свою руку», на что царь дал согласие и отправил в Сибирь своего посла и сборщика дани Дмитрия Курова[6]. Таким образом, и сибирские народы (не только сибирские татары, но и ханты, манси и другие народности Севера) также добровольно вошли в состав русского государства. Что же касается антирусски настроенного Кучума, которого только и вспоминают, когда говорят о приходе русских в Сибирь, то он был шейбанидом – потомком среднеазиатских ханов и ставленником узбеков и казахов. В 1563 году он убил законного царя Сибири, тайбугида - потомка исконно сибирской династии Едигера (того самого, который признал себя вассалом Москвы), разорвал отношения с Москвой и, более того, стал совершать набеги на русские земли (Пермский край). Только после этого против Кучума поднялись русские казаки. Это нельзя даже рассматривать как борьбу Москвы с Сибирским царством, это была борьба против узурпатора сибирского трона. При этом антирусской политикой Кучума в самой Сибири многие были недовольны; так, Кучум преследовал народы ханты и манси за их верность Москве. Да и в русском войске, разгромившем Кучума, как это обычно случалось в те времена, были также и татары[7].

В отношении Астраханского ханства также все обстояло сложнее, чем изображают это историки-националисты – наследники западников-марксистов, склонные видеть везде одни лишь завоевания и насилие. В 1554 году астраханский царь Дервиш-Али также подписал договор о мирном и добровольном вхождении Астрахани в состав русского государства. Астраханцы сохраняли свою автономию и обязывались лишь выплачивать дань Москве, разрешить русским рыбную ловлю в Волге и соглашались на размещение в Астрахани русских стрельцов. Но вскоре хан Дервиш Али перешел на сторону турок, призвал турецкие войска (числом около 1000 человек), и только тогда (1556 год) Иоанн Грозный отправил на Астрахань русское войско (русское, скорее, по подданству, чем по национальному составу, поскольку в тогдашнем московском войске было немало «служилых татар»). После победы московитов Астрахань в наказание за нарушение вассальной верности была присоединена к Московскому царству безо всякой автономии и мирного договора. Но самое любопытное заключается в том, что и у Казанского царства была реальная возможность добровольно войти в состав Московского царства, так как и среди казанских татар было немало сторонников такого развития событий, составлявших так называемую прорусскую партию (конечно, современные татарские националисты, раздувающие тему взятия Казани в 1552 году, «как бы невзначай» умалчивают об этом). За несколько лет до завоевания Казани был разработан проект мирного присоединения Казани к Москве, предполагающий вероисповедальные свободы, сохранение национальной мусульманской администрации, приравнивании татарского дворянства к русской аристократии и т.д. Это проект был чрезвычайно близок к осуществлению и даже формально осуществился: в 1551 году в Казани состоялся курултай, где большинство во главе с Кул Шерифом и Худай Кулом высказалось за договор с Москвой (при этом Казань обязалась освободить всех христиан, обращенных в рабство)[8], а в 1552 году было создано даже казанское правительство во главе с огланом Худай Кулом, которое приняло присягу верности русскому наместнику Микулинскому и фактически объявило о мирном вхождении казанских татар в состав российского государства. Но в последний момент, когда Микулинский должен был торжественно въехать в Казань, там произошел антирусский переворот, возглавляемый протурецки настроенным князем Чапкуном Отучевым. Заговорщики обманом восстановили казанцев против русских, заявив, что стрельцы собираются устроить резню, тогда как к Казани двигалась мирная делегация, во главе с законным главой правительства Худай Кулом. В результате находившееся в городе русские стрельцы числом 180 человек были вероломно убиты (что и стало впоследствии причиной жестокостей московского войска при взятии Казани), а на престол приглашен астраханский царевич Ядигер-Мухаммед, настроенный также антирусски и протурецки[9]. Возмущение этим вероломным переворотом, поставившем крест на мирном развитии событий, и заставило промосковски настроенных татарских аристократов примкнуть к московскому войску, в котором и без того уже были и касимовские татары, и чуваши, и марийцы, или, как минимум, проигнорировать призыв к антирусской борьбе.

Так что татарским националистам, с большим шумом проводящим ежегодно «Дни скорби» в день падения Казани, пророссийски настроенная, лояльная татарская общественность может и должна бы противопоставить празднование добровольного присоединения Казанского царства к Московскому государству, действительно имевшего место, но впоследствии сорванного турецкими ставленниками – духовными предшественниками и нынешних русофобов и туркофилов-националистов.

Тем же, кто до сих склонен воспринимать фразу о добровольном присоединении казанских татар к Московскому государству все же как эксцентричную, так как, дескать, русские с татарами затем дрались не на жизнь а на смерть под стенами Казани, надо бы обратиться к анализу национального состава московских и казанских войск в войне 1552 года. Он убедительно показывает, насколько далек от исторической реальности стереотип националистической пропаганды, утверждающей, что это якобы была война между русскими и татарами, и, может быть, в крайнем случае русским помогали немногочисленные «отщепенцы» и «предатели». В штурме Казани в 1552 году участвовали: русские формирования (50 тысяч человек), касимовские татары во главе с Шахом-Али (30 тысяч человек), астраханские татары во главе с царевичем Кайбуллой (20 тысяч человек), московские, нижегородские и казанские татары (10 тысяч человек), 3 тысячи ногайцев, 5 тысяч мещеряков, 4 тысячи чувашей, от 7 до 10 тысяч мордвинов, 10 тысяч черкасов, 10 тысяч черемисов и вотяков. Итак, простой подсчет показывает: нерусские формирования в войске Ивана Грозного составляли 60 % от общего числа (имеются в виду коренные народы срединной Евразии и не принимаются в расчет наемники - немцы, поляки и англичане, также входившие в войско). Среди них татар было 40%, то есть на 7% больше, чем собственно русских.[10] Таким образом, Казань брали объединенные силы самих татар и других народов Поволжья, вставших на службу русскому царю, а московский царь и его воеводы, по сути, осуществляли лишь общее руководство. Со стороны казанцев же была следующая картина: от 30 до 35 тысяч казанских татар (при общей численности казанских татар до 400 тысяч человек!), около 3 тысяч ногайев, 10 тысяч астраханцев, от 10 до 15 тысяч черемисов и вотяков, 1 тысяча турок (!) и даже … 1 тысяча русских (!) во главе с Дубрунцовым[11]. То есть против 40-45 тысяч татар из разных царств, оборонявших Казань, было более 50 тысяч татар на стороне московского войска (мы не берем здесь в расчет представителей других народов, входивших в Казанское царство, и без того цифры получаются впечатляющие). Что-то очень уж много для «отщепенцев»!

После этого трудно не согласиться с выводом современного московского историка С. Снежко: «Казанское ханство в период 1467-1560 гг. переживало гражданскую войну, вызванную необходимостью переосмысления своего места в мире и выбора ориентации. Причем большинство татар в итоге с оружием в руках встали на сторону Москвы. Протурецкая позиция части элиты не встретила почти никакой поддержки у населения (набрать всего 40-50 тыс. штыков при численности населения Казанского ханства по самым скромным оценкам в 500-800 тыс. чел, из них 300-400 т. татар, смешно) и была обречена на провал …»[12].

Вполне можно согласиться и с другим выводом С. Снежко: « … вхождение татар в состав России было добровольным и осознанным выбором, путь к которому в силу тогдашних геополитических реалий и противоборств был труден и кровав. Уже одно то, что во время русской смуты татары поддержали Русское государство, а не ляхов, говорит об этом»[13]».

Подведем промежуточный итог. Факты показывают, что при расширении Московского царства на Восток тамошние народы, как правило, добровольно входили в состав России. В ряде случаев (Казань, Сибирь, Астрахань) это добровольное вхождение было сорвано ставленниками враждебных к Руси держав – либо Османской Турции, либо среднеазиатских ханств. Причем государства эти первоначально находились в дружественных отношениях с Москвой или даже были ее вассалами (как это было с Казанью и Астраханью). Отсюда следует, что последовавшее за этим насильственное присоединение этих земель к Московскому царству с уничтожением автономии и установлением русской администрации было не государственной колониальной политикой, а простым следствием нарушения тамошними правителями своей вассальной клятвы верности, данной московскому царю (как это было в Сибири, в Казани и в Астрахани). Напомним, что в средние века нарушение клятвы верности между вассалом и сюзереном считалось тягчайшим преступлением, граничащим с бесчестием и достойным самого жестокого наказания. Там же, где таких нарушений сразу же после принятия договора не было (как, например, в Башкирском крае, в Ногайской орде или в Касимовском царстве) не было тогда и никаких замирений и завоеваний, а народам предоставлялась широкая автономия вплоть до сохранения собственной администрации и вероисповедальных свобод.

Лишним подтверждением, что перед нами не колониальная политика, а лишь «операция возмездия» является судьба Казани после ее поражения. Да, после войны в Казанский край была назначена русская администрация, столица мятежного царства стерта с лица земли, земли протурецких мурз розданы русским поселенцам, а сами они со своими семьями и дружинами жесточайшим образом наказаны (многие просто вырезаны или в лучшем случае пленены). Но при том права той части татарской аристократии, которая не поддерживала турецкую партию (а таковых мурз было, как мы только что видели, немало), были признаны русским царем (фактически эти татарские мурзы были приравнены к русским аристократам) и вероисповедальные их права также были сохранены (хоть, конечно, не обошлось при этом без перекосов). Царь Иоанн IV (Грозный), осознавая себя одним из последних могущественных православных государей, царем Святой Руси и поощряя переход в православие татар, равно как и других народов, тем не менее, не ставил себе целью искоренение ислама на землях Московского царства. Известны слова тогдашнего русского посла в Турции Новосильцева, сказанные им султану Селиму и прямо свидетельствующие об этом: «Мой государь не есть враг мусульманской веры. Слуга его, царь Саин Булат господствует в Касимове, царевич Кайбула в Юрьеве, Ибак в Сурожике, князья Ногайские в Романове, все они свободно и торжественно славят Магомета в своих мечетях…»[14]. Разрушения мечетей и массовое насильственное обращение в христианство пленников во время казанской кампании были печальными, но объяснимыми эксцессами войны, а не сознательной и долговременной политикой, и позднейшие события, когда в Казани снова стали появляться мечети, религиозные школы, а мусульманское духовенство постепенно по правам стало приближаться к статусу православного священства, это доказали.

Да и любимые националистами рассказы о «феноменальной жестокости» русских в ходе штурма также не выдерживают критики. Конечно, при взятии Казани имели место ужасающие инциденты, но мы не должны забывать об историзме морали: есть вещи, которые вызывают отвращение у нашего современника, но не выходят за рамки этоса своей эпохи. И, между прочим, казанцы тоже не были ангелами, как их изображала вульгарно-марксистская пропаганда и изображает пропаганда националистическая. Достаточно сказать, что после взятия Казани оказалось, что там 100 тысяч русских рабов.

Так обстояли дела в исторической реальности, и просто диву даешься: как можно было так исказить эту реальность, чтоб возникла модернизаторская и антиисторическая интерпретация этих событий идеологами национализма!


4.

Особо хочется обратить внимание на ту легкость, с которой расширялось Московское государство, еще в XV веке бывшим небольшим княжеством. Разве сопротивление Казани, Астрахани и отрядов Кучума можно сравнить с теми военными конфликтами, которые англичане вели в Англии, в Северной Африке, даже в Америке? Объясняется это просто. В отличие от западноевропейских колонизаторов, огнем и мечом завоевывавших народы, с которыми их никогда историческая судьба не сводила и о которых им ранее ничего не было известно, русские присоединяли земли народов знакомых, зачастую дружественных, с которыми они сосуществовали уже около тысячелетия. Отношения предков русских – киевских славян с тюрками и финно-уграми завязались еще в I тысячелетии н.э. Причем, вопреки распространенным стереотипам, это не было лишь военное противостояние между Лесом и Степью. С теми же половцами киевляне заключали союзы, торговали и даже вступали в браки. Известно, что первый бой против монгол при реке Калке русичи дали именно вследствие того, что были связаны договором и родственными связями с половцами: половецкий хан Котян был тестем русского князя Мстислава Удалого (монгольский отряд Джебе и Субутая тогда не ставил цели завоевания русских земель, он совершал разведку и в ходе ее вторгся лишь в земли половцев)[15]. Затем, после возникновения Монгольской Империи и ее провинции на Севере Евразии – Джучиева улуса (Золотой Орды), и русские, и башкиры, и ногайцы, и татары вошли в состав одного государства. Конечно, большинство из них было завоевано монголами. Порой завоевателям оказывали ожесточенное сопротивление (вспомним хоть героическое противостояние на Урале, где башкиры много лет не давали пройти монгольским отрядам), но это не меняет положения дел. В ханской столице – сначала в Сарае-бату, затем в Сарае-берке встречались русские, татарские и башкирские аристократы, русские и татарские мастера бок о бок работали в мастерских монгольских городов, поставляя ко двору хана украшения, утварь, русские и башкирские воины участвовали в завоевательных походах монгол по приказу хана из Хан-балыка (так было, например, с войной против арабов, которая закончилась взятием Багдада). Отношения между народами Северной Евразии, впрочем, не исчерпывались общим подданством, заключались торговые договора, браки между представителями княжеских родов, происходило культурное взаимовлияние. Татарские и монгольские княжны, принимая православие, становились женами русских князей и даже царей. Наиболее известен следующий факт: московский князь Юрий (Георгий) Данилович, брат знаменитого Иоанна I (Калиты) и внук Александра Невского был женат на родной сестре тогдашнего ордынского хана Узбека Кинчаке (в Св. Крещении – Агафье)[16]. Мать Иоанна Грозного – Елена Глинская, вторая жена Василия III, была из рода обрусевших, крещеных татар, осевших в Литве. Да одно количество татарских заимствований в русском языке – а современные ученые говорят, что до пятой части словарного запаса русского языка составляют слова тюркского происхождения[17] - свидетельствует о чрезвычайно тесном взаимодействии культур русских и нерусских народов Северной Евразии!

Кстати сказать, и национальный состав тогдашних государств Северной Евразии – Московского царства, Казанского царства, Сибирского царства и других позволяет говорить о них как о многонародных государствах, совсем не похожих на европейские национальные государства. Мы уже указывали на это, но считаем, что и напомнить не грех: Москва была русским царством вовсе не в смысле, к которому мы привыкли. На Руси в эпоху Московского царства жили и многочисленные татары, служа верой и правдой русскому царю и зачастую занимая высокие государственные должности. Крещеный татарский царевич Петр Ибрагимович (Худай Кул) руководил обороной Москвы в одну из войн между Казанью и Москвой в правление Василия IV. Саин Булат (в крещении Симеон Бекбулатович), о котором упоминал посол Новосильцев султану Селиму, женился на княжне Мстиславской и в течение одного года – 1557-го - даже княжил на Москве (когда царь Иван Грозный оставался на опричном уделе). Шах-Али - царь Касимовского татарского царства, существовавшего на правах автономии в границах Руси, на Мещере (и, кстати, в московскую эпоху остававшегося мусульманским) вместе с Грозным участвовал во взятии Казани, руководил Московскими войсками во время Ливонской войны вместе с двумя другими служилыми татарскими князьями – Абдуллой и Тохтамышем. Во время похода Грозного на Полоцк (осень 1562) при царе были два бывших казанских царевича – Ядигар (в крещении Симеон Касаевич) и Утямиш (Александр Сафагиреевич).

В других государствах ситуация обстояла схожим образом. В Казанском царстве кроме татар жили марийцы, мордва, удмурты, чуваши, а также часть башкирского народа (населявшая территорию современного Мензелинского района Башкортостана). Сибирское царство населяли кроме татар манси, пермяки, ханты. В Ногайской Орде кроме самих ногайцев жили разные народы – от башкир до предков нынешних каракалпаков. Более или менее однородным по этническому составу, то есть в основном татарским, можно считать Астраханское царство, но оно было и самым малочисленным (от 10 до 20 тысяч человек), располагалось в бесплодных солончаковых степях и не обладало особым влиянием, находясь в зависимости от Крыма.[18]

Итак, тогдашние североевразийские государства не знали национальных перегородок, народы, их населявшие, имели многовековой опыт общения, приведший к выработке моделей толерантного сосуществования[19]. Между этими государствами были, разумеется, и конфликты, но были и периоды мира, так, в XV-XVI веках Московское княжество и Крымское ханство выступали как союзники в борьбе с остатками Орды, а затем и с литовцами. Были целые периоды в истории Казанского или Астраханского ханств, когда у власти там находились «прорусские партии», что же касается ногаев, то союз с Москвой для них вообще был правилом.

Расширение Московского царства на восток вовсе не походило, таким образом, на колониальные экспедиции европейских народов; это было объединение, происходившее иногда с применением военной силы, но захватывающее народы, давно соседствующие, давно и тесно связанные общей исторической судьбой, некогда нахождением в одном государстве, торговыми, культурными отношениями и даже династическими браками. Что же тут общего с империями британцев, французов, немцев, которые распространялись на земли народов, далеких от европейцев и никогда с ними не встречавшихся, с империями, которые своей идеологией имели расистское учение о превосходстве «белого человека», с империями, которые не стремились к равноправным договоренностям с иноземными элитами, а строили свою политику на лжи, подкупе и терроре? Много ли было английских королей или даже просто аристократов эпохи владычества Британии над морями, которые женились бы на индийской или африканской принцессе? Много ли было индийских раджей, которые пользовались бы в Британии теми же правами, что и природные английские аристократы и избирались в парламент, становились членами правительства? Много ли в английском языке слов, заимствованных из хинди или китайского? Сама постановка этих вопросов раскрывает бесконечную пропасть между западными многонародными государственностями – колониальными империями, и российской государственностью – «семьей народов». Несмотря на драматические повороты нашей истории, которые знает любая цивилизация, Россия и возникала, и утверждалась, и существует до сих пор не как «тюрьма народов», как именуют ее европоцентристы – от вульгарных марксистов и либералов до националистов западного образца. Россия существует как подлинная «семья народов», соединяющая народы, разные по вероисповеданию и происхождению, но близкие по культуре – от быта до политических традиций, по своей исторической судьбе. Лучше всего эту мысль выразили евразийцы 20–х годов ХХ века – Савицкий, Трубецкой, Вернадский, Алексеев и другие, писавшие в своей совместной работе «Евразийство (формулировка 1927 года)»: «Россия представляет собой особый мир…Народы и люди, проживающие в пределах этого мира, способны к достижению такой степени взаимного понимания и таких форм братского сожительства, которые трудно достижимы для них в отношении народов Европы и Азии».

Будем же хранить этот особый многонародный культурный мир, у истоков государственного оформления которого стояли не только русские князья и цари, но и башкирские роды, сделавшие 450 лет назад выбор в пользу союза с братским русским народом, со всеми народами России!


Рустем Вахитов


--------------------------------------------------------------------------------

[1] И.А. Ильин «Демократия - немедленно и во что бы то ни стало»//И.А. Ильин «О грядущей России». – М., 1993.

[2] - В.И. Ленин ПСС, т. 26, с. 106.

[3] - справедливости ради мы должны заметить, что в своих поздних статьях, в частности, в полемике с меньшевиком Сухановым, Ленин заговорил об особенностях российской цивилизации, лежащей на стыке Европы и Азии. Диалектический, гибкий ум Ленина, как видим, в 20-х г.г. стремился вырваться из пут европоцентризма.

[4] - см. напр. Г.В. Вернадский «Евразийское начертание русской истории», Л.Н. Гумилев «От Руси к России», В.В. Кожинов «О русском национальном самосознании».

[5] - - В.В. Похлебкин «Татары и Русь. 360 лет отношений Руси с татарскими государствами в XIII-XVI вв. 1238-1598 гг. (от битвы на реке Сить до покорения Сибири). Справочник. – М., 2005. –С..-С.162-164.

[6] - В. Похлебкин Указ. соч. – С. 153-154.

[7] - интересно заметить, что в войске Кучума не так уж много было собственно сибирских татар (хоть это не мешает многим называть его войско татарским); большинство сибирских татар были как раз на стороне Москвы, а вместе с Кучумом воевали … те немногочисленные башкиры из Зауралья, которые позднее остальных примут русское подданство (см. Б.А. Азнабаев Интеграция Башкирии в административную структуру российского государства (вторая полвина XVI – первая треть XVIII в.в.) –Уфа, 2005. – С. 57).

[8] - см. об этом подробнее М. Худяков Очерки по истории Казанского ханства//На стыке континентов и цивилизаций. Из опыта образования и распада империй X-XVI в.в. – М., 1996 –С. 632.

[9] - М. Худяков Очерки по истории Казанского ханства/Указ. соч. – С. 635-638; см. также В.В. Похлебкин Татары и Русь. 360 лет отношений Руси с татарскими государствами в XIII-XVI вв. 1238-1598 гг. (от битвы на реке Сить до покорения Сибири). Справочник. – М., 2005. –С. 126-127.

[10] - Сергей Снежко «Москва-Казань: тысячелетие спустя»/ Правая.Ру. Православно-аналитический сайт. 22 августа 2005 года. (www.pravaya.ru).

[11] - там же

[12] - там же.

[13] - Сергей Снежко «Москва-Казань: тысячелетие спустя»/ Правая.Ру. Православно-аналитический сайт. 22 августа 2005 года. (www.pravaya.ru).

[14] - см. Г.В. Вернадский Начертание русской истории Спб, 2000. –С.-С. 170-171.

[15] - см. Г.В. Вернадский Начертание русской истории Спб, 2000. –С. 90.

[16] - несмотря на то, что Узбек был уже мусульманин, он не нарушил обычая, по которому татарские княжны, выходящие замуж за русских князей, принимали религию мужей.

[17] - Александр Кадырбаев Византийское и золотоордынское наследие в судьбе Российской и Османской империй сходство и различия./Татарский мир №19 2004.

[18] - о национальном составе татарских царств – осколков Орды см. книгу В.В. Похлебкин «Татары и Русь. 360 лет отношений Руси с татарскими государствами в XIII-XVI вв. 1238-1598 гг. (от битвы на реке Сить до покорения Сибири). Справочник». – М., 2005.

[19] - абсурдность заявлений западников - вульгарных марксистов и либералов, а также националистов о том, что Московское, Казанское и Сибирское царства были национальными государствами, и что казанцы, и сибирцы боролись якобы за национальную независимость, видно уже хотя бы по тому факту, что в средние века не только в Северной Евразии, но и Западной Европе не знали идей национального государства и суверенитета нации, эти идеи были порождены лишь эпохой Просвещения и Великой Французской революцией.

Социальные сервисы:


Комментариев: 1

Краткий ликбез для украинского электората


Краткий ликбез для украинского электората


Сначала небольшой краткий глоссарий из сферы психотехнологий

Подсознательная сфера – «подводный айсберг» нашей психики, существование которого не осознаётся самим человеком. Возникает как остаток эмоционально насыщенных впечатлений, чаще всего детских, инстинктов, врожденных поведенческих программ и т.п. Забытый материал принимает форму глубинных мотиваций, которые вышли из под контроля сознания. Содержит стандартные для конкретного человека модели психологических реакций, «Вытесненный» из сферы осознания материал принимает форму той или другой потребности личности.

Инграмма - психокод по типу определённых словосочетаний, который возникает в момент «отключения» сознания по той или другой причине (ситуация физической, эмоциональной боли, употребление наркотиков, алкоголя, наркоз и т.п.). Информация подобного рода проникает непосредственно в подсознательную сферу и носит характер коротких, встроенных команд. Вследствие чего человек действует неэффективно или неадекватно, иногда вопреки собственным убеждениям, моральным, этическим нормам и жизненной необходимости.

НЛП - нейролингвинистическое программирование, психотехника, основанная американцами Гриндером и Бендлером. Базируется на определенных техниках построения фразеологии и четко ориентирована на конкретный конечный результат. Вследствие её употребления один тип мировоззрения меняется на другой в зависимости от желаний клиента или воли оператора. Высокоэффективна при условии использования т.н.. трансового состояния сознания.

Эриксоновский гипноз - система манипулятивной фразеологии, вследствие которой человек постепенно погружается в транс не осознавая этого, соответственно, информация, полученная на вербальном уровне, не воспринимается критически. В данном случае по вышеупомянутой причине вся полученная таким образом информация находится на уровне подсознания и, в конечном итоге, руководит поступками человека.

«Промывание мозга» - термин, введенный нейрофизиологом Тимоти Лири и Робертом Антоном Уилсоном. Сводится к изменению одной системы мировоззрения на противоположную в условиях стрессов и иных эмоциональных манипулятивных действий, которые базируются на страхе смерти и безысходности, искусственно созданных состояниях зависимости от другого человека и т.п. Путем определенных манипулятивных техник достигается конечный результат психологической и эмоциональной зависимости жертвы от «мучителя», в результате которой жертва воспринимает мучителя в качестве благодетеля. В основном технология используется в т.н. «деструктивных» религиозных культах или в ситуациях, когда необходимо в максимально короткий период времени изменить систему моральных ориентиров и жизненных ценностей человека.

«Зомбирование» - термин, который пришел к нам из культуры Вуду на Гаити. Духовная культура Гаити, стержнем которой является Вуду, возникла как синтез многочисленных африканских мистических верований этого региона, который длительное время поставлял рабов для французских колонизаторов. Зомбирование - один из вариантов классической технологии «промывания мозга», гармонично вплетенный в систему мистических верований Вуду. Сводится к употреблению определенного нейротропного яда, который вводит человека в состояние, достаточно близкое к смерти. Яд разрушает часть мозга, ответственную за язык и силу воли. Жертва может двигаться и что-то делать, выполняя чьи - то указания, при этом не в состоянии сформулировать собственную мысль. Секрет приготовления яда и антидота к нему сохраняется управляющим кланом Гаити в строгом секрете. Магия в данном случае существует в собственном измерении и в основном работает лишь в определенном этническом контексте как программа подсознательного ожидания результата и управление внутренними процессами человеческой психики. Об этом отлично написано у Зигмунда Фрейда в произведении «Тотем и табу».

Психотроника и манипуляция толпой. Читатель скажет: «Уважаемые, эти технологии стары как мир! Каждый желающий может выйти на книжный базар и приобрести книжки всех приведенных авторов за совсем небольшую сумму». Это действительно так. Ну и что? Овладеть подобными технологиями намного сложнее, чем просто прочитать эти книги для общего развития. Ко всему прочему, все подобного типа психотехники существуют в определенных рамках аккредитованных специальностей и рассчитаны на индивидуальную работу с клиентами, а совсем не для изменения психологии масс. При каждой политической партии у нас работает, по крайней мере, несколько специалистов по НЛП и эриксоновскому гипнозу. Потом, как уже было сказано, все они дают практический результат при условии владения технологиями т.н. «наведенного» транса. Как говорится, чтобы иметь рагу из зайца, как минимум, нужна кошка.

Если вы владеете всеми вышеизложенными техниками даже очень совершенно, это вовсе не значит, что реально вы сможете изменить систему мировоззрения значительного количества людей. Не говоря уже о том, чтобы вынудить их отдать предпочтение определенному кандидату. Довольно известен тот факт, что наша система мотиваций находится на глубинном подсознательному уровне и действует по принципу «приятно-неприятно». Вспомните крыс, которым раздражали определенный участок головного мозга, вызывая наслаждение. Животное погибало, позабыв о пище, воде, лицах противоположного пола, неустанно нажимая на вожделенную кнопку и раздражая этот чудесный участок. Мы все напоминаем этих крыс именно тем, что наши действия зачастую так же слепы и безосновательны. Нами манипулируют тем ли иным образом, начиная из рекламы стиральных порошков, и кончая темами и новостями, которые подаются через средства массовой информации. Эти СМИ находятся в руках конкретных лиц и часто субъективно, под определенным углом эту информацию подают общественности. Все приведенные выше факты достаточно известны и не представляют большой тайны для населения. Назойливую рекламу мы просто выключаем и на СМИ давным давно смотрим весьма критически. «Промывание мозга» в культах нас интересует мало и чисто теоретически мы знаем, что там «зомбируют» людей. На этом наши познания в сфере психотехнологий кончаются.

Психотронная аппаратура вовсе не раздражает определенную часть головного мозга, что само по себе, принуждает нас голосовать за того или иного лидера. Автор считает это утверждение абсурдным, несмотря на многочисленные публикации по этому поводу. Психотронная аппаратура позволяет довольно легко эмоционально манипулировать толпой, поскольку имеет способность вызывать состояния «наведённого» транса. С другой стороны, в силу определенных чисто физических характеристик и влияния на физиологию, работа психогенераторов может вызвать головную боль, страх, радость и т.п. Совсем нетрудно понять, что СВЧ-генератор, как любой прибор, можно включить и выключить в строго определенный момент. Как вы уже догадались, на фоне той или иной вербальной информации. Именно эта информация и является в конечном счете психопрограммирующей. Это, при желании, совсем нетрудно сделать.

Наверное, не имеет никакого смысла конкретно демонстрировать те или иные методы психологического влияния на толпу, которые позволяют вызвать желание голосовать за конкретного кандидата. Много подобных манипулятивных действий базируется на системе т.н. якорей (терминология НЛП).

Что такое «якорь»? Всего-навсего фрагмент переживания, который воспроизводит всё переживание в целом. К примеру, вы слышите имя определенного политического лидера, и у вас начинает при упоминании о нём болеть голова или же возникает чувство беспокойства. Как Вы думаете, о чем это свидетельствует? Правильно, это ваша физиологическая реакция, связанная, как считается, с опытом прошлого, которая разрешает вам оценивать информацию и принимать соответствующие решения. В объективности подобных реакций у человека обычно не возникает никаких сомнений. Более того, эту реакцию мы субъективно воспринимаем как отношение к лидеру. А возможно, вы просто вчера побывали на митинге или же на собрании, и имя этого лидера было упомянуто в общем контексте доклада. И совсем даже не в отрицательном ключе. И именно тогда у вас «неожиданно» разболелась голова и возникло чувство страха. И оно, между прочим, будет всегда возникать при упоминании фамилии этого политика. И не только у вас, а у всех, кто присутствовал на том митинге.

Для раздумий я скажу следующее - определенной структурой построения фразы можно, при желании, подтолкнуть человека к самоубийству или убийству. Но это при внутренней склонности или при условии принадлежности к 3% гипнабельных людей. Использование психотроники значительно повышает этот процент, приближая его к 100%. Электромагнитное излучение, вызывая те или иные психоэмоциональные состояния, делает подобные манипуляции возможными в принципе с большим количеством людей, заставляя их голосовать за того или иного лидера или делая толпу неуправляемой. Манипулирование толпой было всегда. Те же процессы происходят сейчас на Украине. Чем громче звуки бубна и чем выше прыгает во время ритуального танца шаман, тем более эффективными являются методы контроля над сознанием. И тем сильнее власть самого шамана. Сейчас в ритуальных танцах нет особой необходимости. Существуют более эффективные методы психопрограммирования толпы, одним из которых и является психотронная аппаратура.

И последний, довольно деликатный вопрос: в руках кого сейчас находится вся эта пси-аппаратура, которая являлась предметом тайной гордости КГБ СССР? Подобной тематикой во времена существования супердержавы занимались силовые структуры, и на «разработку» подобных тем выделялись ими же огромные средства, которых сейчас на Украине просто нет. По крайней мере мне кажется недостаточно реалистичной ситуация, при которой подобные разработки финансируются из госбюджета. Причем финансируются надлежащим образом. Более вероятно ситуация выглядит следующим образом - все бывшие специалисты на данный момент финансируются из частных источников и существуют, руководствуясь принципом «кто больше заплатит».

Идея использовать подобные техники в реализации своих политических амбиций, вероятнее всего, придет в голову многим кандидатам на высокую должность. Я думаю люди, которые подобные темы во времена коммунистического режима разрабатывали, удовлетворят всех жаждущих, поскольку не в наших национальных особенностях отказываться от денег. Они, как известно, не пахнут. Совсем другой ракурс проблемы, каким будет конечный результат такого «массового» использования психотроники. Меня лично волнует в связи с этим один вопрос: что, в результате всех подобных действий, произойдет с нашими потенциальными избирателями?

Человек, который несёт в себе две или несколько противоположных программ поведенческого реагирования, на строгом языке психиатрии называется шизофреником (в переводе сам термин значит «раздвоение»). Конкретного человека можно пролечить, можно, при желании, проигнорировать его неадекватное поведение. На самый крайний случай - изолировать, поместив в закрытое психиатрическое учреждение. Что делать в ситуации, если подобной формой психиатрического расстройства страдает огромная этническая прослойка? И не превратимся ли мы в результате подобных манипуляций в нацию неуправляемых шизофреников?

***

А может вообще не ходить голосовать за одну партию миллиардеров против другой партии миллиардеров. И не включать телевизор с их пропагандой и агитацией. Не хотите ли вы плюнуть на всё это?



Светлана Пискунова
(сокращено и отредактировано rustimes.com)
 

Социальные сервисы:


Комментариев: 1

Потенциал информатизации

Потенциал информатизации


Подобно всем благам, информация, как правило, делилась неравномерно и несправедливо. Лишь ничтожной доле человечества доступны пока основные плоды современной культуры, а миллиардам остается довольствоваться информационными крохами. Сейчас население Земли обладает шестью миллионами тонн мозговой материи - настоящего чуда природы. Ничего совершеннее, ценнее этого вещества во вселенной нам пока не известно. Это главное богатство нашей планеты не сравнить с алмазами, нефтью, золотом и пр., из-за которых люди по своей социальной недоразвитости все еще воюют. И с этим нашим богатством мы обращаемся крайне расточительно. Вместо насыщения этой сверхматерии информацией для самой продуктивной творческой деятельности, которая бы принесла фантастическую пользу всем, мы допускаем миллиард безграмотных на планете. Да еще пропадают миллионы невыявленных гениев, способных осчастливить человечество. В России сейчас ручным трудом занято около 50% населения, что тоже говорит не в пользу компетентности организаторов нашего общества. "Парадоксально", что интеллигенция, призванная повышать интеллектуальный уровень общества, порой играет здесь негативную роль. Имеется и боязнь создания себе конкуренции, и мнение, что обpазование широких масс будет пониженного качества. В результате имеем ущерб больший, чем тот, которого опасались, поскольку от меньшей образованности окружения мы теряем больше, чем от здоровой конкуренции. Все же, в среднем происходит постепенное, но ускоряющееся по экспоненциальному закону совершенствование (компьютеризация информационных связей и пр.). Уже сейчас есть возможности обеспечить каждого на земле любой информацией для радикального решения хозяйственных и социальных проблем. Сказочные же перспективы характеризуют, например, идеи довести элемент электронной памяти до размеров в сотню атомов, когда все написанное человечеством за всю историю письменности можно было бы уместить на одной дискете (и еще: объем памяти грамма ДНК эквивалентен триллиону дискеток)! Действовать мы сможем тем эффективней, чем лучше поймем закономерности коммуникаций в социальной системе многих тел. Наш материальный и духовный мир так бесконечно сложен, что единственный способ его познания - использование моделей, к которым сводятся практически все науки о природе и обществе. Предельные модели (идеалы в том числе), описывающие явления в чистом виде, - необходимая составляющая практической активности человечества. В данной статье рассматривается применение некоторых почти физических моделей к социальным проблемам. Рассмотрим закон социальных распределений, фундаментально важный не только для доходов, но и для информации. Знают о нем немногие, хотя жить по нему приходится всем. Из-за бесчисленного множества факторов, влияющих на дифференциацию членов общества, естественно было бы предположить, что распределения эти должны быть статистически случайными: "нормальными", гауссовскими с симметричным экспоненциальным спаданием от средней величины. Однако, симметрию здесь нарушает природа человеческих органов чувств. Имеется давно установленный закон Фехнера, гласящий, что ощущения с хорошей точностью пропорциональны логарифму раздражения. Это подтверждается в случае звуковых, тепловых, световых воздействий на людей. Как раздражитель можно рассматривать и информацию, и денежный доход: тому кто получает 1000 $ нужно добавить 100 $, чтобы он почувствовал то же, что и получающий 100 $ пpи добавке в 10 $. Такая логарифмическая зависимость искажает нормальное распределение, вытягивая его правую часть, превращает его в логнормальное, изображенное сплошной линией. Фактически это "лежащая на боку" социальная пирамида. Статистика подтверждает универсальность ее формы для самых разных множеств людей: коллективов предприятий, населения городов, стран и всего миpа, независимо от строя и уровня развития. Cовpеменем, как правило, pаспpеделения становятся уже (социальный пpогpесс, выpавнивание, демокpатизация) без нарушения логнормального закона. К сожалению, у нас за вpемя прихватизации пpоизошла аномальная флюктуация - pезкий pегpесс: отношение суммы доходов 10% наиболее богатых к сумме доходов 10% наименее обеспеченных возросло от 5 до 30. По социальному неравенству мы перегнали чуть ли не весь мир и оказались в компании с самыми отсталыми народами. Это было несколько лет назад, сейчас, наверное, диспропорция стала больше. По официальным данным в 90-е года у нас погибало (от недоедания и недолечения) на 0,7 миллиона людей в год больше, чем до перестройки. На только что состоявшемся медицинском конгрессе утверждалось, что происходит дальнейшее увеличение смертности. Пора воздвигать по стране памятники многомиллионным жертвам периода "десовестизации" (меткое выражение писателя Ю.Полякова) общества, сравнимым с жертвами ГУЛАГа. О нарушении принципа распределения по труду в журнале американского математического общества "Math. Notices" (1993) приведены такие данные: зарплата математиков одного уровня в мире отличалась перед 1993г. в 1000 раз: в США 4000 $ в месяц, в Индии - 400 $, в Перу - 40 $, во Вьетнаме - 4 $. Это вопиющее нарушение прав человека. В декларации, принятой ООН (по нашей инициативе) записано право каждого на равную оплату за равный труд. Кстати, вьетнамские студенты одни из самых способных в США. Но чтобы право стало действенным, должно появиться правосознание. Здесь могло бы помочь распространение юридических знаний. Поразительна динамика доли оплаты труда в стоимости продукции у нас: в СССР она составляла 30%, а сейчас 10%, в то время как в развитых странах она 80%. При провозглашенной у нас "гласности" количественные показатели распределения информации в России неизвестны, но можно предположить, что положение здесь не лучше чем с доходами. Для исправления такой ситуации полезно сначала отчетливо представить себе, какой должна быть информационная структура будущего общества. Назовем "атомом" этой структуры произвольного человека (маленький кружок на рис.3а) и его непосредственные информационные связи, изображенные на рис.3а в виде отрезков прямых линий. Из таких атомов составлена вся пирамида коммуникаций. Распространенное мнение о независимости информированности верхов от образованности низов является социальным обманом зрения. Из кривой распределения, имеющей лишь пару свободных параметров (положение максимума и дисперсия) следует жесткая связь отдельных ее участков. Поясним это еще одной схемой информационных связей. Каждый член общества находится в центре концентрических кругов своих информаторов. Ближайший круг передает новые сведения, отобранные и переработанные специально по заказу из "центра". Уровень информированности первого круга определяется информацией, поступающей от следующего и т.д. Каждый новый круг означает для центра лишнюю степень переработки информации и подъем ее на новую ступень качества (все служат одному, как и он служит всем). Так что pоль дальних кругов для данного индивида не меньше, чем ближайших (там обрабатывается больший объем информации большим числом информаторов). Следовательно, все должны быть заинтересованы в возможно лучшей информированности всех. Исключение даже самого дальнего круга из этой сети (например, если не дать им хорошего образования) на целую ступень снизит качество информации для всех остальных. Если веpхушка лишает инфоpмации низы, она обкpадывает саму себя. Как идеал можно представить себе такую схему связей как "сеть на шаре", где каждый является "министром информации" по избранному разделу знаний. Вся сеть представляет собой как бы единый мозг, интер-персональное сознание и общую (бессмертную) душу коллектива (человечества). Сейчас читатели даже самой большой национальной библиотеки России (бывшей Ленинской) практически лишены новых зарубежных книг, да и в лучшие времена туда поступала ничтожная доля из миллиона названий новых книг, ежегодно выходящих в мире. Читатели же рядовых библиотек должны довольствоваться лишь пренебрежимо малой долей даже отечественных изданий. То есть, право на чтение, подразумевающее возможность для каждого прочитать любую книгу в мире и иметь доступ к "мировому каталогу" у нас отсутствует, хотя сравнительно недорого осуществить такую возможность. Японцы уже создали аппарат связи с интернетом, который в пять раз дешевле обыкновенного персонального компьютера (при массовом производстве стоимость может быть еще резко понижена). Может возникнуть вопрос, стоит ли беспокоиться по этому поводу, если один обычный человек за всю жизнь прочитывает порядка двух тысяч книг (30 за год). Но, оказывается, наши коллективные возможности практически неограниченны. Например, жители Москвы способны прочитывать сто раз, а вся страна - тысячекратно (!) все новые книги мира, если каждый прочитает в год всего десять книг (очень скромная норма). Если проводить параллели с физикой, то человечество - это как бы большая научная школа, которая занята решением задачи многих тел. Только не таких, которые приближенно можно считать частицами бесструктурными, элементарными, а 6 миллиардов неповторимых индивидуумов, каждый из которых сложен, как вселенная. Физики знают, что неразрешима и более "простая" задача для элементарных частиц.


В еще большей степени это верно для общества. В то же время, аналогия с физикой позволяет не терять оптимизма. Можно не останавливаться даже перед неразрешимой проблемой, а исследовать ее с разных сторон, привлекая упрощенные, даже взаимно противоречивые модели. Известно каких потрясающих успехов достигли таким образом физики, сделав лишь самые первые шаги в освоении нашего квантового мира. Например, в ядерной физике ряд особенностей систем сильно взаимодействующих нуклонов удалось объяснить в модели независимых частиц (МНЧ). Интересно, что акад. Л.Д.Ландау сначала резко протестовал против ядерной МНЧ, называя ее "чушью собачьей", хотя позднее ее авторы получили нобелевскую премию. Но и сам Л.Д. стал нобелевским лауреатом. С помощью же модели коллективного движения (казалось бы, несовместимой с МНЧ, которую как будто также не жаловал Л.Д.) были поняты вращения и вибрации ядра как целого. За это и ее создатели были удостоены нобелевской премии. Такие примеры учат нас терпимости при движении к познанию истины. Это еще более необходимо нам в сфере социальной. Например, - бережно относиться ко многим достижениям "коллективной модели", по которой наша страна жила после 1917г. Нужно, конечно, учитывать все недостатки прошлого, являющиеся скорее не виной, а бедой народа. Государство было ввергнуто в эти беды, как в силу логики внутреннего развития, так и под жестким и жестоким воздействием более мощных развитых стран (неразумного эгоизма "империй добра", способствовавших вовлечению нас в мировые войны и многократному усугублению зла гражданской. Мы уже начинаем понимать, что стоило защищать и развивать наши прежние достижения в образовании, науке, медицине, социальном обеспечении и т.д., исправляя, разумеется, грубые ошибки прежнего режима. Мы же позволили выкинуть треть учащихся из школ и в несколько раз сократили науку. Это оправдывается соображениями экономии при беспредельном обогащении нуВОРишей. Совершенствуя общество надо не срезать верх квалификационной пирамиды страны, самой производительной ее составляющей, а подтягивать низы к верхнему уровню. Вы заметили, что даже академики, сетуя на развал в стране, предлагают еще и сокращать науку. Как война слишком серьезное дело, чтобы доверять ее одним генералам, так и информация, и обучение тpебуют нашего общего просвещенного участия и контроля. А в это вpемя в США, напpимеp, негpы подтягиваются к белым по уpовню обpазования и доходов. Вообще в pазвитом миpе, хотя и не без нашего благотворного влияния пpоизошла постепенная социальная pеволюция: гоpод - пpиблизился по уровню жизни к деревне, женщины - к мужчинам и т.д. Сгладились градиенты распределения образования. Кстати, нам нужно обpазования даже больше, чем pазвитым стpанам, чтобы пpи менее благопpиятных геогpафических и пp. условиях догонять их с помощью усвоения ценного опыта (инфоpмацию быстpее воспpинимают более обpазованные). Особое внимание должно быть уделено обpазованию нижней части социальной пиpамиды, низкая квалификация котоpой является главным тоpмозом всякого пpогpесса общества. Интеpесно высказывание бывшего министpа юстиции CША Клаpка о том, что неэффективно боpоться с пpеступностью, вкладывая капиталы в тюpемные стены, pешетки и т.п. А нужно спpосить учителей младших классов, кто из учеников является пpетендентами в будущие пpавонарушители, а потом тpатить сpедства на их улучшенное воспитание. О хоpошем экспеpименте в Ст.-Петеpбуpге сообщалось несколько лет назад. Заключенным двух тюpем пpедложили поступать в вуз (было пpинято больше 100 человек). Действительно, в заключении обpазование должно быть очень пpивлекательным даже для не склонных к нему в обычных условиях. Не знаю, какое это имело продолжение, но в США давно обучают осужденных компьютерным премудростям. Хотелось бы отметить здесь общность пpиемов обpазования, пpименявшихся акад. Ландау и известным учителем Шаталовым. Последний ставил оценку за каждый (!) из мелких pазделов куpса, что позволяло даже слабому ученику пpи минимальном напpяжении получить пятеpку за один лишь pаздел, а дальше благодаpя столь мощной стимуляциии, овладевать (мелкими ступеньками!) и остальными частями куpса. Знаменитый теоp-минимум Ландау тоже было сpавнительно легко сдавать, благодаpя стогой оганиченности и опpеделенности кpуга вопpосов, котоpые задавались на экзаменах. А знания пpи этом получались куда более пpочные, чем в унивеpситете, где много энеpгии тратилось зря на волнения из-за неизвестности, что из необъяного раздела науки у тебя спpосят на экзамене. В поpядке самокpитики сравню знаменитый центp космических исследований Джодpелл Бэнк с нашими институтами. Диpектоp пеpвого пpопустил чеpез свой центp миллион англичан (сам часто читал им лекции) для pаспpостанения знаний. У нас же многие считают, что посетители мешают науке. В то вpемя как нужно, чтобы, например, каждый физик России побывал в Дубне, а для прочих граждан организовать там туристический центр. Совpеменная инфоpмационная техника позволяет сделать пеpевоpот в фоpмиpовании общественного мнения (более полное и спpаведливое участие всех в его создании).

Правда, многие думают, что нам не под силу оказывать на него влияние. Объяснить этот пессимизм и испpавить его может следующая модель "социальной пеpколляции" по аналогии с электpическим ее пpообpазом. Пpедставьте себе металлическую сеть, по котоpой пpопускается ток. Узлам сети можно сопоставить отдельных членов общества, а связывающим их отpезкам пpоводника - инфоpмационный контакт двух людей. Будем тепеpь случайным обазом пеpеpезать отдельные связи, при этом изобpазим величину тока в зависимости от числа pазрывов сети. Пpи малом сопpотивлении сетки ток I пpактически не будет меняться пока сеть не pаспадется на две части, когда ток пpекpатится. Замечательно, что пpи повтоpении экспеpимента, несмотpя на случайность выбоpа pазpывов, пpекpащение тока пpоизойдет пpимерно в том же месте. Можно пpедставить себе и обpатный пpоцесс: когда между множеством несвязанных узлов (индивидов) случайным обpазом устанавливаются парные контакты. Тогда в какой-то момент пpоизойдет скачок тока от нулевого значения до I. То же пpоисходит и с общественным мнением: казалось бы, отдельные информационные контакты ничего не меняют в системе. В действительности же они необходимы для подготовки условий, чтобы идея овладела массами ("инфомационный пpобой") и стала действенной силой. В Лит. Газете в 70-е годы были опубликованы результаты исследования 10 тыс. рабочих-станочников. Оказалось, что при повышении общего образования у рабочих на пять классов происходило сокращение брака в пять раз (!) и в пять раз уменьшалось время овладения обработкой новой детали. Изучение школьных предметов, не имеющих, казалось бы, отношения к обработке металла, развивало ум, повышало культуру труда и т.д. Если не претендовать на большую точность, в принципе недостижимую в социальных вопросах, естественно распространить подобные выводы на всякую другую деятельность в обществе, и на государственные отношения (брак не только производственный, а и политического, военного руководства и исполнения). Пример (из военных мемуаров) планирования сразу десяти прорывов, все из которых провалились с большими потерями, из-за боязни командующих армиями прогневить руководство реальными запросами необходимых средств для прорыва. Втрое меньшее число операций были бы успешны. Это недостаток культуры обмена информацией по вертикали. Будь мы в среднем на два класса менее грамотны, скорее всего, проиграли бы войну. Не выдержали бы вдвое больших потерь. Образованный народ при более высоком качестве межличностных, межгрупповых и межгосударственных коммуникаций легче справился бы с конфликтными ситуациями во внешней (Афганистан...) и внутренней политике (ограбление народа при приватизации, Чечня...). А ведь это только цветочки по сравнению с проблемами отношений с таким великим соседом как Китай. О степени нашей неинформированности можно судить по кипам газет, в которых до недавнего времени нельзя было найти и строчки о более чем миллиардном соседе, способном и осчастливить нас и принести самые большие несчастья в зависимости от мудрости нашего поведения, которая пропорциональна суммарной нашей образованности. У более образованного народа выше могущество, способность к более гибкой политике при сокращенной армии, экономия на колоссальных затратах по охране части общества (на вершине материального благополучия, но далекой от вершины пирамиды морального распределения) от собственного народа. Очень дорогое и неэффективное это дело тратиться на поддержание неоправданных градиентов и связанного с ним напряжения в стране. Представляется, например, очень интересной модель всеобщего высшего образования на Земле. Кстати, японцы давно поговаривают об этом в их отдельно взятой стране. Напомним, что, когда у нас только отменяли крепостное право, они уже ввели всеобщее начальное образование и это существенно содействовало их победе в войне 1905г. В наших условиях постоянной географической, климатической (ледовой и пр.) и, как следствие, политической "блокады", расширение и углубление образования необходимо (больше, чем Японии) для сокращения отставания, облегчения восприятия новых технологий и идей.

Помнится до перестройки стоимость обучения в нашей стране одного школьника в год составляла в среднем порядка 50 рублей. Пусть это составляет сейчас 200 $. Значит, среднее образование обходится в 2000 $ и для подъема на этот уровень всех неграмотных на земле потребуется ничтожная сумма в два триллиона Малость этой суммы следует из сравнения с в 2 раза большей суммой, затраченной США по признанию президента Буша, только на противостояния СССР. При этом затраты на образование делаются только раз, а отдача - подъем общества на новый информационный уровень будет сказываться во все времена. По-моему, нашей стране в качестве национальной идеи очень подошло бы: всеобщее самое высшее образование. Провозглашение такой благородной цели вызовет мощный положительный отклик во всем мире. Мы существенно продвинемся по шкале мировых симпатий с очень низкого современного уровня. Это даст нам помимо морального и материальный выигрыш. С подъемом образованности народа будет возрастать качество руководителей, в частности, благодаря способности просвещенного общества лучше их контролировать. В дискуссии в одном из последних номеров НТР предлагалось тщательно отбирать начальников по моральным качествам. Но опыт показывает, что хорошие начальники быстро портятся. Говорят, что идеалы не увлекают народ, так как жить в прекрасную пору их воплощения "уж не придется ни мне, ни тебе". Но здесь, пожалуй, больше подходит высказывание: "Если бы у нас были крылья, они мешали бы нам ползать". В действительности, даже первые шаги в направлении идеальной цели в среднем многократно окупаются уже мгновенным повышением локального качества жизни по многим параметрам. Правда, разумный эгоизм переходит в альтруизм в пределе расширения своего "радиуса действия". Так что отдавать - это и самый выгодный "бизнес". Ярким тому подтверждением может служить история могущественнейшего сталелитейного магната Америки Эндрю Карнеги. Он решил раздавать свои богатства на благо распространения культуры и информации в мире (строительство музеев, концертных залов ...).

Только библиотек на его средства было создано 2.500 (из них 700 вне США). Это делалось по любому (!) заказу при единственном условии гарантировать дальнейшее функционирование библиотеки. Важно, что при этом сам Карнеги стал счастливее, чем во время приумножения своих капиталов (здесь стоит подчеркнуть, что альтруизм, обеспечивая хорошее самочувствие, благотвоpно сказывается и на здоровье).

Еще в древности, кажется Эврипид, сказал, что благополучие индивида в большей степени зависит от благополучия всего государства, чем от благополучия его семьи [это сказал Перикл (примечание rustimes.com)]. Сейчас, в начале эры глобальных компьютерных сетей, способных связать каждого с каждым, это можно понимать в более широком смысле, распространив мысль великого трагика на всех людей земли.


Борис Захарьев

(доктор физико-математических наук)

Социальные сервисы:


Оставить комментарий
Прыг: 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124
Шарах: 100