Душераздирающая любовь

ДУШЕРАЗДИРАЮЩАЯ ЛЮБОВЬ[1]

«Чем искреннее будут умиляться и петь осанну[2], тем с большей любовью распнут и, причащаясь, будут пожирать мою плоть и кровь, — подумал Энигмос[3] — пора бесследно уходить из этого мира, пахнущего плотью и её отбросами».

Он перешёл через Новый мост на правый берег и дальше к рынку и к Кладбищу Невинных. В аркадах божьих домов вдоль улицы О-Фер[4] он присел на землю. Территория кладбища расстилалась перед ним, как развороченное поле битвы, разрытое, изборождённое, иссечённое могилами, засеянное черепами и скелетами, без дерева, куста и травинки, — свалка смерти.

«Вот подходящее место, где я уйду, не оставив следа», — решил Энигмос.

Вокруг не было ни единой живой души. Трупное зловоние было таким тяжёлым, что спасовали даже могильщики. Они вернулись только после захода солнца, чтобы до глубокой ночи при свете факелов рыть могилы для мёртвых следующего дня.

Лишь после полуночи — могильщики уже ушли — сюда начал стекаться всевозможный сброд: воры, убийцы, бандиты, проститутки, дезертиры, малолетние преступники. Разложили небольшой костёр, чтобы сварить еду и уменьшить вонь.

Когда Он вышел из-под аркад и смешался с толпой, они сначала не обратили на него внимания. Он смог беспрепятственно подойти к их костру, словно был одним из них. Позже это укрепило их во мнении, что они имели дело с духом или ангелом. Так как обычно они очень остро реагируют на близость чужака.

Но этот маленький человек в голубой куртке внезапно оказался среди них, будто вырос из-под земли, с маленьким флакончиком в руках, из которого он вынимал пробку. Это было первое, о чём они все могли вспомнить. И потом он с головы до ног опрыскал всего себя содержимым этого флакончика и вдруг весь засиял красотой, как от лучистого огня.

На миг они отпрянули, от благоговения и глубочайшего изумления. Но тут же почувствовали, что отпрянули так, словно бросились к нему толпой, их благоговение превратилось в вожделение, их изумление — в восторг. Этот человек-ангел притягивал их. Притягивал как водоворот, против которого не мог устоять никто, тем более что никто не желал устоять, ибо то, что вздымало этот водоворот, что увлекало их, гнало их к нему, было волей, волей в чистом виде.

Они окружили его кольцом, двадцать, тридцать человек, и стягивали этот круг всё сильнее и сильнее. Скоро круг уже не вмещал их всех, они начали теснить друг друга, отпихивать и выталкивать, каждый хотел быть как можно ближе к центру.

А потом их последние сдерживающие рефлексы отказали, и круг разомкнулся. Они кинулись к этому ангелу, набросились на него, опрокинули его наземь. Каждый хотел коснуться его, каждый хотел урвать от него кусок, пёрышко, крылышко, искорку его волшебного огня. Они сорвали с него одежду, волосы, кожу с тела, они ощипали, разодрали его, они вонзили свои когти и зубы в его плоть, накинувшись на него, как гиены.

Но ведь человеческая плоть отличается прочностью, и её не так-то просто разорвать; когда четвертуют преступника, даже лошадям приходится тянуть изо всех сил. И вот засверкали ножи, кромсая мышцы, и топоры, и мечи со свистом опустились на суставы, с хрустом дробя кости. В кратчайшее время ангел был разодран на тридцать частей, и каждый из этой дикой своры ухватил себе кусок, отбежал в сторону, гонимый похотливой алчностью, и сожрал его. Через полчаса Энигмос до последней косточки исчез с лица земли.

Когда, завершив трапезу, эти каннибалы снова собрались у огня, никто из них не сказал ни слова. Кто-то срыгнул, кто-то выплюнул косточку, слегка прищёлкнул языком, подбросил ногой в пламя обрывок голубой куртки. Им всем было немного неловко и не хотелось глядеть друг на друга. Убийство или какое-то другое низменное преступление уже совершал каждый из них, будь то мужчина или женщина. Но чтобы сожрать человека? На такое ужасное дело, думали они, они не пошли бы никогда, ни за что. И удивлялись тому, как легко всё-таки оно им далось, и ещё тому, что при всей неловкости они не испытали ни малейшего угрызения совести. Напротив! Хотя в животе они и ощущали некоторую тяжесть, на сердце у них явно полегчало. В их мрачных душах вдруг заколыхалось что-то приятное. И на их лицах выступил девический, нежный отблеск счастья. Может быть, поэтому они и робели поднять взгляд и посмотреть друг другу в глаза.

Когда же они всё-таки решили сделать это, сначала тайком, а потом совершенно открыто, они не смогли сдержать ухмылки. Они были чрезвычайно горды. Они впервые совершили нечто из любви.


***

Эта история угнетающе мрачная лишь для того, кто только сейчас снял розовые очки, кто забыл, как всенародная любовь и слава заканчивается трагедией. Сократа опоили ядом, Жанну д’Арк сожгли, а уж скольких великих и любимых оклеветали и растоптали посмертно, не счесть.

Из «Веды славяньской»

Большинство людей находится ещё на полуживотной стадии развития. Посмотри, как человек понимает любовь. Моё! Что люблю, тем хочу владеть. От любви готов съесть. И соперника самца готов убить. Женщину покоряю, любимый народ усмиряю, птицу люблю в клетке, рыбу — в аквариуме, цветы люблю сорванные, а природу — за моим забором. Если не могу съесть всё, то надкушу обязательно. А понравившуюся мысль присвою себе. Людей вокруг любимых вобрать в себя не могу, тогда я уболтаю их так, чтобы в каждом из них сидело моё Я. Что не могу впитать, войду в него своей информационной экспансией.

Английский писатель Льюис написал книгу писем старого чёрта своему молодому племяннику. В одном письме бес с недоумением пишет: «Не могу понять... Христос говорит, что Он любит людей, и оставляет их свободными. Как же совместить это?.. Я тебя люблю, но это значит, что я хочу тебя взять в свои когти, тебя так держать, чтобы ты от меня никуда не удрал, тебя проглотить, из тебя сделать свою пищу, тебя переварить так, чтобы от тебя не осталось ничего бы вне меня. Вот что я называю любовью. А Христос, — говорит, — любит и отпускает на свободу...»

Люби. Но зачем душить мир своими объятиями? Чем больше твой двуногий соплеменник понимает любовь как банальное потребление пищи, тем сильнее в нём рычит эгоистичный дьяволизм. Пусть твоя свобода не обременяет ближних.

Люди похожи только внешне. Но между ними пропасть различия. Один разумом парит во Вселенной над человечеством, как над муравейником, другой — маленький муравей, мнящий о себе высоко. И ничего тут не поделаешь. Хорошо, что это различие внутреннее, скрытое.


***

Оглянись вокруг, сколько блистательных звёзд куда-то пропали в ненужность и неизвестность, сколько окончили жизнь в забвении и полном одиночестве. Не гонись за славой, признанием и всенародной любовью. Оставайся самим собой и живи внутри себя. Ибо всё преходяще. А не предаст тебя только Бог. Если ты найдёшь его в себе.


© Юрий Ларичев, 2016




 

[1] Мой перефраз окончания романа П.Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы».

[2] Осанна (הושיע נא) — спаси, мы молим.

[3] Здесь — «неразгаданный» (энигма, αἴνιγμα — загадка).

[4] Название этой улицы Зюскинд, видимо, подглядел в романе А.Дюма «Сальватор». Скорее всего, еле заметный намёк на одну из самых богатых еврейских семей Офер.



Социальные сервисы:



Адрес заметки: http://rustimes.com/blog/post_1480196011.html
Ваш комментарий к статье:
Правила комментирования:



cod

Ограничение на длину комментария 10Kb. Вы ввели: 0 символов, осталось: 10240



  1. Все поля формы обязательны для заполнения.
  2. При этом Ваш e-mail не публикуется.
  3. Сообщение должно вместиться в 10 килобайт.
  4. Содержание комментариев, оставленных на опубликованные материалы, является мнением лиц, их написавших, и не обязано совпадать с мнением Администратора, никоим образом не ответственного за выводы и умозаключения, могущие возникнуть при прочтении комментариев, а также любые версии их истолкования.
  5. Не будут опубликованы комментарии:
    1. нарушающие положения законодательства РФ.
    2. содержащие оскорбления любого вида
      (личного, религиозного, национального...);
    3. включающие неуместные теме поста ссылки, в том числе спамовые;
    4. содержащие рекламу любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
    5. не относящиеся к теме статьи или к контексту обсуждения.
  6. Факт оформления Вами комментария является безоговорочным принятием этих условий.

Все заметки категории «Психология»