Современная схема атомной энергетики не годится


Острецов Игорь Николаевич, д.т.н., профессор, академик АПЭ, зам. директора ВНИИ атомного машиностроения

- Игорь Николаевич, вице-премьер Александр Жуков заявил, что программа по развитию атомной энергетики включена в трехлетний бюджетный план на 2009-2010 гг., и на ее реализацию будет выделено 150 млрд руб. С какими перспективами Вы связываете применение обозначенных правительством мер государственной поддержки? Достаточно ли этого, чтобы отрасль интенсивно развивалась?

- Если в ближайшее время не сделать принципиальных шагов в пересмотре направлений развития атомной энергетики, то это может плохо кончиться. Современная схема атомной энергетики не годится по двум причинам. Во-первых, нельзя сжигать уран-235 на земле, поскольку это единственное средство для экспансии в космос, и если к середине века на земле будет проживать порядка 9-10 миллиардов человек, то все энергопромышленные технологии надо будет переносить в космос при помощи урана-235. Не будет его - сожгут газ, нефть, уран, - и человечество закончит свое существование на ядерной помойке. Поэтому широкое развитие ядерной энергетики, основанное на сжигание урана-235, просто преступно. С другой стороны, развитие так называемых реакторов на быстрых нейтронах невозможно, потому что тогда весь мир будет наводнен плутонием. Поэтому единственной возможностью остаются те схемы развития атомной энергетики, которые мы сегодня предлагаем: прямое сжигание урана-38 и тория, это так называемая ядерная релятивистская энергетика, и немедленная реанимация ядерно-космических программ. Но в то же время я не занимаю крайней позиции пот отношению к правительственным программам, поскольку понимаю, что прежде чем будут созданы новые схемы, необходимо поддержать инфраструктуру атомной промышленности. Кроме того, в России еще имеются проблемы с традиционной схемой, основанной на сжигании урана-235, поскольку турбостроение для атомной промышленности осталось в Украине - Харьковский турбинный завод. И у нас сейчас просто нет турбин для этих блоков. Плюс ко всему основные производства разрушены, остался один Ижорский завод, да и там, по заявлениям руководства Росатома, максимальная мощность – один блок в год… В целом моя точка зрения сводится к тому, что в ограниченных количествах современную схему надо, конечно, развивать, чтобы хотя бы поддержать инфраструктуру. Что же касается обещанных правительством сумм, то, на мой взгляд, они немалые, и, откровенно говоря, я даже не думаю, что их освоят.


Из интервью Наталье Быковой (Центр "Открытая экономика") 30 марта 2007 года. Мы и впредь будем публиковать материалы профессора И.Н.Острецова - одного из самых уважаемых читателей и авторов нашего сайта.

Социальные сервисы:


Оставить комментарий

Золотое сечение

Урок ведет математик Лазарь Людмила Павловна.


Цель: сегодня мы раскроем тайны “золотого сечения”. Узнаем, что существует такая золотая точка на любом отрезке, которая обеспечивает, присутствие красоты, соразмерности всех частей, рассмотрим примеры где встречается “золотое сечение” в живой и не живой природе. Проведем практическую работу на нахождения “золотого сечения”.

 “Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них - это теорема Пифагора, а другое - деление отрезка в среднем и крайнем отношении … Первое можно сравнить с мерой золота ; второе же больше напоминает драгоценный камень.”

Иоганн Кеплер


Теорему Пифагора знает каждый, а вот что такое “золотое сечение” – далеко не все. Расскажем вам об этом “драгоценном камне”.

Итак – “золотое сечение” – это такое деление целого на две неравные части, при котором

целое так относится к большей части, как большая к меньшей.

Рассмотрим деление отрезка на части в отношении равном “золотому сечению”.

Пусть точка М делит отрезок АВ в золотом отношении.

. Такое обозначение принято в честь древнегреческого скульптора Фидия, жившего в V веке до н.э.

Итак “золотое сечение” – это иррациональное число, оно приблизительно равно 1,618.


Задача 1. Возьмите отрезок длиной 10 см и разделите его приблизительно в золотом отношении.

(6,2 см и 3,8 см) одна часть отрезка больше другой в 1,6 раза.

Части “золотого сечения” составляют приблизительно 62% и 38% всего отрезка.

В эпоху Возрождения “золотое сечение2 было очень популярным среди художников, скульпторов , архитекторов. Так, выбирая размеры картины, художники старались, чтобы отношение ее сторон равнялось Ф. Такой прямоугольник стали называть “золотым”.


Задача 2. Построим золотой прямоугольник.

  1. Начертим квадрат и разделим его на два равных прямоугольника.
  2. В одном из прямоугольников проведем диагональ АВ.
  3. Циркулем проведем окружность радиуса АВ с центром в точке А.
  4. Продолжим основание квадрата до пересечения с дугой в точке Р и проведем под прямым углом вторую сторону искомого прямоугольника.

Измерьте линейкой длины сторон построенного прямоугольника MNKP и вычислите отношения большей стороны к меньшей. (Отношение сторон должно быть примерно равно 1,6).

Но как же разделить отрезок в золотом отношении?

С помощью непосредственных измерений сделать это не возможно, поскольку число Ф–иррациональное. Древние мастера использовали циркуль и линейку, причем были найдены различные способы построения. Рассмотрим один из них, самый простой.

Пусть дан отрезок АВ , и надо осуществить его “золотое сечение”. Проведем перпендикуляр к отрезку АВ (будем считать, что АВ=1) и отложим на нем отрезок ВД = 2АВ. Тогда =АД. Из точки Д проведем окружность радиусом ДК, где ДК=АВ.

Тогда . Теперь проведем окружность с центром в точке А радиусом   Она пересечет отрезок АВ в точке С золотого сечения, поскольку АС= .

Итак, найдена, казалось бы, совершенно ординарная точка на обычном отрезке. А между тем ею обеспечивается присутствие красоты, соразмерности всех частей.


“Золотое сечение” в архитектуре

Одним из красивейших произведений древнегреческой архитектуры является Парфенон (V век до н.э.).

Строительством храма Парфенон руководил архитектор Фидий (краткое сообщение о этом произведении).


Парфенон — главный храм в древних Афинах, посвященный покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице (). Он красовался на самом высоком пункте афинского акрополя, там, где перед тем стоял не вполне достроенный храм той же богини, заложенный еще до нашествия. По окончании персидских войн, в правление Перикла, приступили к сооружению, на месте прежнего святилища, нового, более обширного и роскошного храма, при чем пущено в ход искусство лучших из тогдашних художников и употреблены огромные денежные средства. Строителями П. называют Иктина и Калликрата; первому, по-видимому, принадлежал проект этого здания, а второй заведовал производством строительных работ. Велики скульптор Фидий и сам Перикл наблюдали за постройкой, продолжавшейся около десяти лет, с 448 по 438 г. До Р. Хр. На прямоугольной платформе (в 68,4 м длины и в 30,38 м ширины), сложенной из пирейского камня и на которую можно было со всех сторон подниматься по трем ступеням, высился построенный из пентелийского мрамора величественный периптер дорического стиля с восемью колоннами в каждом коротком фасе и с семнадцатью в каждом длинном. Вышиной эти колонны были в 11 м, диаметр их разреза в нижнем конце равнялся 1,8 м. Окруженный этой колоннадой, стоит и посей день.

Отношение длины здания Парфенона в Афинах к его высоте равно Ф (фи).


КВ: АВ = СВ :АС= АВ:ВС = Ф.

Другим примером из архитектурной древности является Пантеон, храм всех богов в Риме.


Известный русский архитектор Казаков Матвей Федорович в своем творчестве широко использовал “золотое сечение”. Его талант был многогранным, но в большей степени он раскрылся в многочисленных осуществленных проектах жилых домов и усадеб. Например золотое сечение можно обнаружить в архитектуре здания сената в Кремле. По проекту Казакова построена в Москве Голицынская больница, которая в настоящее время называется “Первая клиническая” больница имени Пирогова.



Петровский дворец в Москве. Построен по проекту М.Ф. Казакова.

Петровский дворец в Москве 1776-1796 гг.


Еще один архитектурный шедевр Москвы – дом Пашкова (1786 г.)– является одним из наиболее совершенным произведением архитектуры Василия Ивановича Баженова.

Прекрасное творение прочно вошло в ансамбль центра современной Москвы. Наружный вид сохранился почти без изменения до наших дней, ныне Российская государственная библиотека.

Многие высказывания зодчего заслуживают внимания и в наши дни. О своем любимом искусстве В. Баженов говорил: “Архитектура – главнейшие имеет три предмета: красоту, спокойность и прочность здания … К достижению сего служит руководством знание пропорции , перспективы , механики или вообще физики ,а всем им общим вождем является рассудок”


Дом – Пашкова. В.И. Баженов.


Внимание людей издавна привлекала совершенство формы пятиконечная звезда.

АD:АС = АС:СD=АВ:ВС=Ф.


Пятиконечной звезде - около 3000 лет. Ее первые изображения донесли до нас вавилонские глиняные таблички. Из древней Вавилонии в Средиземноморье, как полагают, звездчатый пятиугольник перевез Пифагор и сделал его символом жизни и здоровья, а также тайным опознавательным знаком.

Сегодня пятиконечная звезда реет на флагах едва ли не половины стран мира. Чем же объясняется такая популярность? Тем, что совершенная форма этой фигуры радует глаз. Звездчатый пятиугольник буквально соткан из пропорций, и прежде всего золотой пропорции.


“Золотое сечение” в скульптуре

Скульптурные сооружения, памятники воздвигаются, чтобы увековечить знаменательные события, сохранить в памяти потомков имена прославленных людей их подвиги и деяния.

Известно, что еще в древности основу скульптуры составляла теория пропорции. Отношение частей человеческого тела связывалось с формулой “золотого сечения”.

Пропорции “золотого сечения” создают впечатления гармонии красоты, поэтому скульпторы использовали их в своих произведениях.

Скульпторы утверждают, что талия делит совершенное человеческое тело в отношении “золотого сечения”. Так например, знаменитая статуя Аполлона Бельведерского состоит из частей, делящихся по золотым отношениям.


Аполлон Бельведерский

Великий древнегреческий скульптор Фидий часто использовал “золотое сечение” в своих произведениях.

Самая знаменитая из них была статуя Зевса Олимпийского, которая считалась одним из чудес света и статуя Афины Парфенос.


Измерения нескольких тысяч человеческих тел позволило обнаружить, что для взрослых мужчин это отношение равно 13:8=1,625, а взрослых женщин оно составляет 8:5 = 1,6. Так что пропорции мужчин ближе к “золотому сечению”.

“Золотое сечение” в изобразительном искусстве.

Особый вид изобразительного искусства Древней Греции следует выделить изготовление и роспись всевозможных сосудов. В изящной форме легко угадываются пропорции золотого сечения .


В живописи и скульптуре храмов, на предметах домашнего обихода древние египтяне чаще всего изображали богов и фараонов. Были установлены каноны изображения стоящего человека идущего, сидящего и т.д. Художники обязаны были заучивать отдельные формы и схемы изображения по таблицам и образцам. Художники Древней Греции совершали специальные путешествия в Египет, чтобы поучиться умению пользоваться каноном.

Перед вами канон изображения стоящего человека, все пропорции человека связаны формулой “золотого сечения”.


Переходя к примерам “золотого сечения” в живописи, нельзя не остановить своего внимания на творчестве Леонардо да Винчи.


Леонардо да Винчи

Его личность одна из загадок истории. Сам Леонардо да Винчи говорил : “Пусть никто, не будучи математиком, не дерзнет читать мои труды”. Сам термин “золотое сечение” ввел Леонардо да Винчи. Он говорил о пропорции человеческого тела.

“Если мы человеческую фигуру – самое совершенное творение Вселенной – перевяжем поясом и отмерим потом расстояние от пояса до ступней, то эта величина будет относиться к расстоянию от того же пояса до макушки, как весь рост человека к длине от пояса до ступней”.


В наиболее известной картине Леонардо, портрете Моны Лизы (так называемой “Джоконды”, около 1503, Лувр) образ богатой горожанки предстает таинственным олицетворением природы как таковой, не теряя при этом чисто женского лукавства; внутреннюю значительность композиции придает космически-величавый и в то же время тревожно-отчужденный пейзаж, тающий в холодной дымке. Ее композиция основана на золотых треугольниках, которые являются частями правильного звездчатого пятиугольника.


Нет живописи более поэтичней, чем живопись Боттичелли Сандро, и нет у великого Сандро картины более знаменитой, чем его “Венера”. Для Боттичелли его Венера – это воплощение идеи универсальной гармонии “золотого сечения”, господствующего в природе.


Пропорциональный анализ Венеры убеждает нас в этом .


А можно ли говорить о “золотом сечении” в музыке? Можно, если измерять музыкальное произведение по времени его исполнения. В музыка золотое сечение отражает особенности человеческого восприятия временных пропорций. Точка “золотого сечения” служит ориентиром формообразования. Часто на нее приходится кульминация. Это может быть так же самый яркий момент или самый тихий, или самое звуковысотное мест. (Прослушать фрагмент музыкального произведения.)

Таким образом, с помощью “золотого сечения” мы увидели родство между видами искусства: музыкой и архитектурой, живописью, математикой и литературой. (Сообщение “Слово о полку Игореве”.)

Сенсационное открытие сделал петербургский поэт и переводчик “Слова о полку Игореве” Андрей Чернов. Он нашел, что построение стихов загадочного древнерусского памятника подчиняется математическим законом. Исследования позволили сделать Чернову заключение о том, что в основу “Слова о полку Игореве”, состоящего из девяти песен, легла круговая композиция.

А поводом к тому, чтобы проверить гармонию поэму алгеброй, послужила статья о жизни древнегреческого математика Пифагора. Внимание Чернова привлекли рассуждения о “золотом сечени”и и о числе , которые восходят к Пифагору. Возникла неожиданная ассоциация: ведь в композиционном построении поэму тоже круг и, следовательно, должны быть “диаметр” и некая математическая закономерность.

Уже первые расчеты стали подтверждать закономерность, да еще какую! Если число стихов во всех трех частях (их 804) разделить на число стихов в первой и последней части (256), получается 3,14, т.е. число с точностью до третьего знака.

Открытие Чернова приводят к естественному вопросу: как древний автор “Слова о полку Игореве”, ничего не зная о числе , ни о других математических формулах, привнес организующее математическое начало в этот текст? Чернов предполагает, что автор использовал это интуитивно, подчиняясь образам древнегреческих архитектурных памятников. В те времена храм являл собой всеобъемлющий, художественный идеал, поэтому влиял на ритмику поэтического самовыражения.

Мы убедились, что все-таки существует связь между математикой и литературой, между архитектурой и музыкой. И это не случайно, ведь каждому искусству присуще стремление к стройности, соразмерности, гармонии. Природа совершенна, и у нее есть свои законы, выраженные с помощью математики и проявляющие во всех искусствах, независимо от того, литература это или математика. Эти свойства не выдуманы людьми. Они отражают свойства самой природы.


Если посмотреть на изображение раковины на нем точка С делит отрезок АВ приблизительно в золотом отношении.


“Золотое сечение” представляется тем моментом истины, без выполнения которого не возможно, вообще, что-либо сущее. Что бы мы ни взяли элементом исследования, “золотое сечение” будет везде; если даже нет видимого его соблюдения, то оно обязательно имеет место на энергетическом, молекулярном или клеточном уровнях.

Практическая работа

Работа проводится по группам. Каждой группе выдается чертеж или рисунок или фотография, где нужно найти золотое сечение.

Примеры изображений:

1.

2.

3. Чертеж. Фасад школьного здания.

Примечание от админа rustimes.com
Рекомендую книгу "Золотое сечение. Section divine"
(И.Ш.Шевелёв, М.А.Марутаев, И.Л.Шмелёв), Москва, Стройиздат, 1990.
 

Социальные сервисы:


Комментариев: 8

Феномен «Дети индиго»

Феномен «Дети индиго»

Посетители всевозможных форумов и чатов неоднократно спрашивают о том, кто такие дети индиго. Попытаюсь кратко ответить на этот вопрос.



1. О том, что 10-30% детей рождаются с необычными способностями, пишут давно. И это не ново. Ампер, например, в дошкольном возрасте умел производить в уме вычислительные действия с большими числами. Но родители, школа и социум своим зомбирующим «исправлением мышления» гробят врождённые способности детей. И только у некоторых потом в зрелом возрасте они вновь просыпаются.



2. Так называемых спустившихся на Землю «Детей индиго» придумал писатель Ли Кэрролл. Это его голосом дети индиго по-взрослому вещают жителям планеты. Сам автор хорошо скрыт. Даже его псевдоним – Ли Кэрролл – уж больно похож на Льюиса Кэррола (псевдоним профессора математики и логики в Оксфордском колледже Христовой церкви и диакона англиканской церкви Чарльза Лютвиджа Доджсона, жившего в 1832-1898), знакомого всем по парадоксально-геометрическим сказкам, посвящённым его любимой ученице Алисе Лиддел. О проповедях, пророчествах и учении «детей индиго» вы можете почитать в Интернете, например, на сайте: http://www.soznanie.info/. Думающий своими мозгами (а не поклоняющийся авторитетам) читатель понимает, что никаких детей индиго в природе нет. Всё это – литературный приём для повышения эффективности впаривания эзотерических идей (не всегда правильных). Но ищущая публика, как обычно случается, клюнула на экзотическую приманку.



3. После вбрасывания в информационное поле идеологического вируса «Дети индиго» Ли Кэрролл начал публикацию серии книг (их уже 8, а может быть уже и больше), в которых он просвещает человечество от имени нечеловека, неземной духовной сущности, представителя магнетической службы Крайона. Крайон – не он, не она, а оно, т.е. – сущность среднего рода. Этих книг полно в продаже. А через Google можете познакомиться в Интернете.



4. Изощрённость литературных приёмов не нова. К.Кастанеда написал художественное (а не философское) произведение, в котором излагает учение от имени придуманного им индейского мага дона Хуана. Друнвало Мельхиседек впаривает своё «учение» (перепев известных правил золотого сечения), якобы полученного им в личных беседах с бессмертным Тотом – древнеегипетским богом письменности и счёта. Роберт А.Уилсон (последователь и друг Т.Лири) в своих книгах передаёт информацию, якобы полученную им от тайного «Ордена иллюминатов», являющегося земным представителем сущностей с Сириуса. Разного рода литературными приёмами пользовались Данте, Джойс, Э.По, А.Пушкин, А.Толстой, М.Булгаков… и т.д. – все те, кто (выражаясь словами известнейшего переводчика Б.Лившица) обладает эзотерической, космической, высшей формой сознания и пониманием того, что не выражается языком словесных понятий. Соответственно, и всю бездонную глубину их произведений понимает ничтожно малое число читателей. В любом случае, читать подобную литературу полезно. А потом придёт и понимание, и способность отделять зёрна истины от плевел.



5. Посмотрите на американский доллар. Так и человечество можно представить в виде пирамиды. Внизу глупцы и высокообразованные ортодоксальные самодовольные дураки, которым всегда всё предельно ясно. Любое необычное они подвергают озубоскаливанию. А всё непонятное стремятся сломать и уничтожить, ибо это извечный инстинкт дикаря. Сомневающиеся и ищущие карабкаются вверх, и находятся на более высоких разных уровнях. Чем выше уровень, тем меньше людей. И только те, кто в муках добрался вверх, находятся в непонятной для всех скрытой заоблачной вышине. Путь к небожителям ни для кого не закрыт. Но и там нет почивания на лаврах и конца движению. И никто ваших побед не увидит и громом салютов не оценит. Потому что знания, пришедшие изнутри (через ваше подсознание и озарение) трудноизлагаемы, в отличие от знаний, пришедших снаружи (из книг).


Бог справедлив. Система (человек) не может понять степень своей ограниченности, если не поднимется на следующий уровень сложности (теорема Гёделя). Поэтому каждый счастлив своей полнотой, не считает себя обделённым разумностью и мнит себя гением, а других оценивает по своему потолку, но не выше. Поэтому ни одна новая (сложная) мысль не признаётся, пока не устареет. Только малая доза новизны выглядит привычной и воспринимается человеческим сознанием. Зная это, Посвящённые никогда не утруждали себя бесполезной профанацией. Только невыносимое давление изнутри вынуждает разрешаться от беременности и нести бремя ответственности за произнесённое.



6. Есть книги строгие и полные, честно излагающие. Без всяких литературных хитростей. Но когда рекомендуешь В.Шмакова «Священная книга Тота. Великие арканы ТАРО. Абсолютные Начала синтетической философии эзотеризма»(Москва 1916), кривят рожу. Потому что там надо не просто читать, а умом вкалывать до головной боли. А всем хочется чего-то попроще. Лень думать. Для лентяев и придумывают «детей индиго». Чтоб как-то их подтолкнуть к росту. И тут же вокруг новомодной идеи умельцами (умеющими не создавать, а использовать чужие идеи) создаётся море платных сект, обществ, семинаров и прочей бизнесовой дури для лохов. А в качестве лохов выступают как раз те, кто вместо думанья предпочитает зубоскальство.



Прошу прощения за многословность. Хотел короче, но не хватило способностей.

Юрий Ларичев
 

Социальные сервисы:


Комментариев: 6
Прыг: 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36
Скок: 10 20 30