Уроки мудрецов (часть 2)


Уроки мудрецов (часть 2)

-1-

Никто не идёт в одиночестве, а меньше всего тот, кто несёт людям завет новый.

Но людей таких, чтобы приняли безоговорочно в цельной верности новый завет своей современности, – мало. Большинство старается примерить слово новое со старыми предрассудками. И выходит у них халат из старой затасканной мешковины с новыми яркими заплатами. Они не чувствуют этого уродства, не страдают от дисгармонии, потому что их понятия о гармонии – детские. Устойчивости в них нет, и вечностью, в ней полагая весь смысл своего текущего сейчас, они не живут. Страдает от бурь и отрицания толпы тот, кто принёс завет новый.

Многие миллионы сознаний, где ещё закрыт выход духу, живут, запертые в крепости ограниченно-приземлённых идей ума не менее надёжно, чем те миллионы, что постоянно ищут духовных путей, а живут в узких рамках личного. Первые, отрицающие духовную жизнь, часто бывают цельнее и находят путь к истине скорее и легче. Вторые – «искатели» – чаще всего так и умирают в двойственности, ища в идеях и фантазиях, а в земном, сером дне живя в лапах личных желаний.

Можно стоять у источника Жизни и не видеть его. Поэтому в предстоящих встречах никогда не удивляйся, если люди будут слушать твои слова и не слышать, то есть не понимать их смысла. Будут знакомиться с твоими произведениями, выбирать то, что им будет нравиться, и пожимать плечами на всё остальное, что они будут связывать с твоею им не нравящейся или им непонятной личностью, и говорить: «Мало ли кто и что выдумывает?» В этом случае ты помочь людям ничем не сможешь, так как их глаза ещё не пробудились и потому видеть не могут.

Старайся раскрыть сознанию человека, что ни один из идеалов, носимых в уме как теория, не может иметь активного воздействия на сердце и дух человека. Шаг за шагом показывай мощь духовного развития в простых, обычных людях, что строят новые формы быта только потому, что их собственная, в них живущая любовь не знает разъединения, а знает твёрдо и непоколебимо вечную смену форм Единой Жизни.

Проповедуй в произведениях: только тот человек может войти в полное понимание своей роли на земле и понять смысл жизни, кто в своём куске хлеба не ощущает горечи, то есть в ком исчезло окончательно чувство зависти. Тому, кому ещё свойственны сравнения своей судьбы с судьбами других, нет места в предстоящей деятельности людей будущего. Полная радостная самодеятельность и независимость каждого есть остов будущего человечества.

Неси не проповедь, ибо проповедь есть знание, не подкреплённое собственным примером. Гонец Света должен найти силу жить так, как звучат передаваемые им слова. Он должен утверждать в действии то, что дерзнул сказать. Только тогда слова ваши взойдут как семена, а не как плевелы. По жатве понимайте силу и чистоту собственного посева.

Слово мира и любви неси не как возобновлённый догмат: учи людей жить без догмата. Пытайся разъяснить тягчайшее заблуждение: жить духовно по указке другого.

Человек будущего должен жить в полной свободе, то есть в полном раскрепощении. Как самостоятельный труд, так и самостоятельное духовное развитие необходимо будущему человеку, психические чувства и силы которого будут легко развиваться. Но условием для их ценного и истинного развития должна быть полная устойчивость в своей самостоятельности, что равносильно непоколебимой верности.

Идите легко выполняя свои задачи, и не ждите восходящих сейчас же плодов вашей работы. Вы – новые пахари; колосья созреют. Не о плодах труда заботьтесь, но о том, чтобы в вас никогда не мелькнуло желание наград или похвалы за ваш труд.

Не ждите, что вас встретят приветом, оценят и признают. Вы будете унижены и огорчаемы; будете осмеяны и оклеветаны не раз; но для этих обстоятельств идите глухими и слепыми. Им нет отклика в ваших сердцах. Там живёт только Радость-Действие. Она встречает каждого и Она же его провожает.

-2-

Помни: зло никогда тебя не коснётся, пока страх, неверность и ложь не коснуться тебя. Злу несносна атмосфера чистоты, и оно бежит её. И только тогда, когда мелькнёт тончайшая трещинка сомнений в твоём сердце, только тогда зло сможет приблизиться к тебе.

-3-

Надо носить в себе много зла, чтобы чужая воля могла им воспользоваться. Зло тащит за собой человека не потому, что окружает человека извне, а только потому, что внутри сердца человека уже готов бурлящий кратер, куда зло выливает своё масло, прибавляя силы его низменным страстям.

Сердце доброго – кратер любви, и маслом ему служит радость. Оно свободно от зависти, и потому день доброго лёгок. Тяжело раздражённому. Потому что кипение страстей в его сердце не даёт ему отдыха. Он всегда в раздражении, всегда открыт к его сердцу путь всему злому. Такой человек не знает лёгкости. Не знает своей независимости от внешних обстоятельств. Они его давят везде и во всём и постепенно становятся его господином.

-4-

Человек, не умеющий быть господином самого себя и всё время переживающий параксизмы раздражения, приступы бешенства и мук зависти, это не человек. Это ещё только преддверие человеческой стадии, двуногое животное.

-5-

Не всегда можно помочь человеку, потому что в нём самом лежит первое препятствие помощи. Человек бывает так закрепощён в своих предрассудках, что считает свою, на свой манер понимаемую верность какой-либо дружбе, любви или вере незыблемой истиной, величайшим светом и целью своей жизни. И такому лично воспринимающему жизнь человеку вся остальная Вселенная с её законом Жизни, Кармой и следующими за нею по пятам закономерностью и целесообразностью представляется мёртвым хаосом, где на его долю выпадают незаслуженные им горести и муки.

-6-

Чтобы иметь возможность сделать что-либо для человека, надо не только самому иметь для этого силы. Надо, чтобы и тот человек желал принять подаваемую ему помощь и умел владеть собой, своим сердцем и мыслями, умел хранить их в чистоте и проводить свой день так, чтобы приводить весь организм в гармонию. Нельзя и думать принести помощь тем людям, которые не знают радости, не понимают ценности всей своей жизни как смысла духовного творчества, а принимают за жизнь бытовые удобства и величие среди себе подобных, деньги.

-7-

Нет людей абсолютно плохих. Никто не рождается разбойником, предателем, убийцей. Но те, в ком язвы зависти и ревности разъедают их светлые мысли и чистые сердца, катятся в яму зла сами, туда, куда их привлекают их собственные страсти. Разложение духа совершается медленно и малозаметно. Вначале ревность и зависть, как ржавчина, покрывают отношения с людьми. Потом где-то в одном месте сердца эта ржавчина проедает дыру. Начинается над ней скопление зловонных отбросов разлагающегося духа, а там начинается капель гноя, дальше потечёт его струя. И всё, что прикоснётся к человеку, так живо разлагающемуся в своих мыслях, всё понижается в своей ценности, если не сумеет сохранить себя от заразы. Если же сердце само по себе уже носит зловонные заразы зависти, страха и ревности, оно, встречаясь с более сильной ступенью зла, подпадает всецело под его власть.

-8-

Злоба не невинное занятие. Каждый раз, когда вы сердитесь, вы привлекаете к себе со всех сторон токи зла из эфира, которые присасываются к вам, как пиявки, уродливые красные и чёрные пиявки с самыми безобразными головками и рыльцами, какие только возможно вообразить. И все они – порождение ваших страстей, вашей зависти, раздражения и злобы. После того как вам будет казаться, что вы уже успокоились и овладели собой, буря в атмосфере вблизи вас всё ещё будет продолжаться по крайней мере двое суток.

Эти невидимые вами пиявки сосут и питаются вами совершенно так же, как обычные пиявки, сосущие кровь человека. Всякое чистое существо очень чувствительно к смраду этих маленьких животных. И оно бежит тех, кто окружён их кольцом, кто лишён самообладания. Чистое существо, встречаясь с человеком, привыкшим жить в распущенных нервах, в раздражительных выкриках и постоянной вспыльчивости, страдает не меньше, чем встречая прокажённого. Злой же человек, обладающий одним упорством воли, мчится навстречу такому существу, с восторгом видя в нём орудие для своих целей.

-9-

Если из жизни исключить понимание самой текущей жизни как связи вековых причин и следствий, то она сводится к нулю. Без перспективы света, который можно внести в труд дня, без знания, что свет горит в каждом человеке, жить творчески нельзя. Кто живёт, не осознавая в себе этого света, тот примыкает к злой воле, думающей, что она может покорить мир, заставить его служить своим страстям, своим наслаждениям.

-10-

Все так называемые тёмные силы не что иное, как невежественность. Люди, стремящиеся подсмотреть силы природы, при одном напоре одной воли отыскивают их. Обычно это люди, одарённые развитыми более, чем у других людей, психическими способностями. Но так как их цель – знание, служащее только их собственному эгоизму, их страстям и обогащению в ущерб общему благу, они отгораживаются в отдельные группы, называя себя различными умными именами. Они подбирают себе компаньонов, непременно  с большой и упорной волей, обладающих силой гипноза. Это очень длинная история, о ней в двух словах не расскажешь. Тянется она к нам из древних времён, и очагов её лжи и лицемерия очень много: тут и колдуны, и алхимики, и провидцы, и финансовые вампиры – последователи библейского Иосифа. И так далее.

-11-

Тёмная сила несёт всему дисгармонию и раздражение. Её девиз: «Властвуя, побеждай», тогда как девиз путей света: «Любя, побеждай». Упорство воли тёмных сил – то зло, в путаные сети которого они затягивают каждого, в ком встречают возможность пробудить жажду славы и богатства. На эти два жалких крючка условных и временных благ попадаются те бедные люди, из которых они делают себе слуг и рабов. Сначала их балуют, предлагают им мнимую свободу, а затем закрепощают, соблазнив собственностью, ценностями, и так окружают разнузданностью страстей, что несчастные и хотели бы иной раз вырваться, но не имеют уже сил уйти из их цепких лап.

-12-

Как можете вы распознать, что перед вами тёмный? Имеют ли тёмные отвратительную внешность, которая сразу давала бы вам знать, что отталкивающая вас сила, вызывающая ваше отвращение, выявлена вся вовне? Среди тёмных много красивых людей, имеющих даже чарующую внешность. Вспомните легенды о падшем ангеле: ведь они его отнюдь не рисуют уродом.

Во внешности этих людей такое же разнообразие форм, как и среди остального человечества. Но что неизменно обще всем людям, так или иначе попавшим в лагерь тёмных? У каждого из них на первом месте – эгоистическое стремление овладеть волей встречного. Раньше, чем вникнуть в смысл встречи, тёмный выпускает свою силу гипноза, в какой бы мере она у него ни была развита; он стремится поставить своего встречного в подчинённое положение.

Он отлично знает, что вцепиться в человека он может только через те или иные страсти, прочесть которые не составляет труда ни для одного наблюдательного человека. А тёмные обучаются с самых первых шагов читать признаки человеческих страстей и разбираться в степени раздражительности человека. Раздражительность – первый и главный козырь тёмных в системе овладения людьми. Всякими способами они пытаются нарушить равновесие человека, затем будят в нём страх и жадность, вцепляются бульдожьей хваткой в человека и постепенно – с железным самообладанием и выдержкой – втягивают его в орбиту собственного сознания. Это первое, общее всем тёмным силам правило их тёмного дня.

Второе неизменное правило их поведения – вносить в каждую встречу ложь, лицемерие и путать так сознание и внимание встречного, чтобы человек думал, что встретил великую, доброжелательную силу, которая окажет ему поддержку и помощь.

Насколько светлая сила учит каждого человека понимать, что всё в нём, что он – независимый и абсолютно свободный творец своей жизни, настолько тёмные стараются внушить каждому, что он бессилен и немощен без помощи и опеки, которые только и могут раскрыть двери к удачам, богатству, славе и почестям.

Светлая сила говорит каждому человеку, что он никогда не одинок, что мощь его не имеет границ, поскольку он частица Беспредельного. В речах же тёмного всегда звучит призыв к отъединению. Обещая за полное послушание все материальные блага, какие только существуют на земле, тёмный говорит встречному: «Не ищи разделить свои блага с кем бы то ни было. Всё, что я дам тебе, – всё сложи в склады и держи про себя. Если это материальные сокровища, копи их, ибо они сила и ими завоёвывается мир. Если это знания, помни, что ими приобретается умение овладевать волей людей. Ни с кем ими не делись, старайся всегда становиться в позицию силы и борьбы. Друзья тебе не нужны, а врагов победить надо, ссоря их между собой. Никаких других возможностей побеждать нет. И чем жёстче ты обращаешься с людьми, тем больше твоя сила, тем выше ты поднимаешься как владыка жизни».

Эти наставления составляют третье правило учения тёмных. Действуя по этим трём правилам, тёмные овладевают огромным количеством людей инертных и слабовольных, завистливых и жадных, раздражённых и отрицающих, жаждущих внешних благ, карьеры и славы.

Отрицание человека, его самость, его стремление всегда в жизни танцевать от своего «Я» и всюду выдвигать это «Я» почти всегда приводит к встрече с тёмными. Человек может быть очень добрым и честным по существу. Его сердце может быть полно любви и благородства. И всё же в его уме может бурлить протест против своей современности, против узких рамок, которые ему предоставлены в каком-то деле, или он может протестовать против участия в его работе каких-то ему непристойных людей; или же он бунтует против тех людей, от которых он получает вести Света… И тёмной силе готов новый раб, даже не заметивший, когда и как он попал в железные лапы тёмных.

Тёмные могут быть обворожительными по внешности, их манеры могут пленять мягкостью и их уговоры могут походить на журчание горных ручейков для людей мало распознающих, не собранных в своём внимании. И только несколько раз попив этой «горной» водички, неосторожный человек сможет разобрать вкус её горький, запах её, пьянящий его страсти, сможет понять, куда он забрёл, какое сам своей неосторожностью соткал зло.

-13-

Но не думайте, что высшее благородство человека заключается в отгораживании себя от тех, кого мы считаем злыми или своими врагами. Врага надо победить, но побеждают не пассивным отодвиганием от него, а активной борьбой, героическим напряжением чувств и мыслей. Нельзя прожить жизнь одарённому человеку – человеку, назначенному жизнью внести каплю своего творческого труда в труд всего человечества – в счастливом бездействии, без бурь, страданий и борьбы.

-14-

Пойми, как глубоки корни несчастья людей, как нельзя их судить, как нельзя расстраиваться недостатками людей. Надо нести им бодрость или стараться пресечь зло, поставив ему твёрдые рогатки там, где люди слабы, чтобы сберечь прежде всего их самих. Пока сам не созрел, не стремись помогать. Увеличишь только зло и внесёшь ещё больше раздражения в жизнь тех, кому захочешь помочь, если сам не готов, если сам не можешь действовать в полном самообладании.

-15-

Думай, как тебе понять, что такое Радость. В первый же раз, как ты её испытаешь, ты прорежешь непреодолимую для злых пропасть. Радость ведёт к победе любви, а злое уныние – к упорству воли. Упорство же воли – меч зла. Этот меч не может разить там, где живёт Радость.

-16-

Все люди делятся на знающих, освобождённых от предрассудков и давящих их страстей, а потому добрых и радостных, и на незнающих, закованных в предрассудки и страсти, а потому – унылых и злых. Учись. Знание раскрепощает человека. И чем свободнее он становится, тем больше его значение в труде Вселенной, тем глубже его труд на общее благо и шире круг той атмосферы мира, которую он несёт с собой.

-17-

При встрече с истинным знанием все злые тайны, не представляющие из себя ничего, кроме той или иной силы гипноза, разлетаются в прах.

-18-

Ещё и ещё раз уложите во все складки вашего сознания не раз сказанные слова: «Если сердце ваше чисто – никакое зло не может коснуться вас. Перед вашей чистотой оно бессильно».

-19-

Первое, о чём помните больше всего: внимание к каждому человеку, с которым говорите, к каждому делу, которое желаете. Вся жизнь человека – только внимание. Это первая необходимость в жизни. Тот, кто не разовьёт своего внимания в жизни каждого дня, не сможет ни в одной области достичь чего-либо большого.

-20-

Каждый из нас пропускает без внимания сотни встреч, потому что не выработал привычки гибко и всецело переключаться полным вниманием от одного предмета к другому. Всё упирается в рассеивающееся внимание или, вернее, в однобоко концентрирующееся внимание, упускающее из поля зрения всё, кроме привлекающих дух мыслей.

-21-

Обо всём надо помнить, всё держать в памяти, хотя бы небо сияло в душе.

В твоей комнате стоит зеркало не для того, чтобы проходил мимо него, а для того, чтобы ты выходил из своей комнаты на люди, приведя в полный порядок свою внешность. Это первая из условностей, от которых тебя никто не освобождал. Не о себе ты должен думать, оправляя перед зеркалом складки своего платья, а о людях, для которых твоя внешность может быть предметом раздражения, если неряшливость бьёт в глаза или ты смешной в своей одежде. Запомни, что в нищету впадают чаще неряшливые. И даже высоко развитым духовно их неряшливость мешает продвигаться вперёд по пути. Всякая неприбранная комната отвратительна высокоразвитому и чистому человеку.

Вторая условность: «Здравствуй», которое говорят люди друг другу. Ты ещё глубже должен понять это слово как привет любви, как поклон Огню и Свету в человеке. Это не только простая условность внешней вежливости для тебя, но остов твоего собственного доброжелательства в момент встречи с человеком.

Начинай через все привычные людям щели их условного общения друг с другом вносить благородство сердца. Становись звеном духовного канала, общаясь в тех формах, которые не отталкивают людей и не затрудняют им восприятие твоего собственного образа, а привлекают их.

-22-

Следите за собой, но следите легко. Не изображайте из себя злющего и строжайшего наставника самому себе, как вы не желаете быть им для других. Душа каждого из нас – тот же нежный цветок, который нуждается в ласке и заботливости. Но надо понять, что собственная душа растёт и очищается только силой той доброты, что источает сердцу встречного, а не приказом воли, повиноваться которой без лёгкости и доброты – и есть путь злых

-23-

Ничего нет во Вселенной, что мог бы сделать человек, стоя в одиночестве. Всё в мире связано нитями любви. И внимание, если человек выработал его в себе до конца, открывает каждому непрерывное свершение человеческих судеб. Будь внимателен к окружающим тебя людям, и ты будешь расширять своё внимание всё дальше и дальше. И ты будешь видеть на много вёрст кругом, как и где нужна твоя помощь. Внимание человека утомляется и суживается потому, что оно много и долго обращено на самого себя. Когда оно перестаёт сосредоточиваться на себе, оно не знает усталости. Это для многих долгая и трудная работа. Человеку начинает казаться, что он только и делает, что думает о других. А на самом деле он имеет только более талантливую природу и ищет более широкого применения собственным талантам. И тут есть два пути: путь ума и путь сердца.

Идущие путём сердца не спрашивают себя, хорошо или плохо будет то, что они делают. Они идут и делают. Их ведёт простая доброта.

-24-

Нет ищи понять, как, куда и откуда идёт человек, если он встретился тебе. Ищи подать ему помощь в эту минуту встречи. Ибо нет ничего важнее на земле, чем протекающая сейчас эта встреча. Если сумеешь внести в свою встречу мир, твоя задача выполнена. Бдителен будь в своём внимании, и вся жизнь, ни на одну минуту не пройдёт мимо тебя.

-25-

Тот, кто пришёл к тебе, – самое главное твоё дело. Оно первое по важности, отдавай ему всю полноту сил и чувств и не оставляй каких-то частей и разума для дальнейшего.

-26-

Вглядывайся пристально во встречи с людьми, думай только о них. Не примешивай к каждой встрече мыслей о себе и не примеривай на себя пути каждого другого человека как платья. Нельзя носить все фасоны платьев и нельзя изжить все виды труда. Можно только в данной тебе вековой форме труда пронести своё «сейчас» в таком величии знания тончайших струн человеческого сердца, в такой любви и сострадании к путям человеческим, что во всём, что выбросит в мир твой труд, для людей найдутся новые и более лёгкие возможности любя побеждать.

-27-

Ты должен по-новому смотреть на каждого человека, ища в нём не то, что сразу и всем видно, не броских качеств ума, красоты, остроумия или злых свойств, а ту внутреннюю силу и доброту сердца, которые только и могут стать светом во тьме для всех окружающих среди их предрассудков и страстей. И если хочешь нести свет и свободу людям, начинай всматриваться в людей по-новому. Начинай бдительно распознавать разницу между мелким, случайным в человеке и его великими качествами, родившимися в результате его трудов, борьбы и целого ряда побед над самим собой. Начинай сейчас, а не завтра. Отойди от предрассудков, что человек – тот, чем он кажется, и суди о нём только по его поступкам, стараясь всегда стать в его положение и найти ему оправдание.

-28-

Как бы любвеобильны вы ни были, найти путь к единению в красоте бестактному невозможно. Есть старики, которым как будто специально даётся долголетие, чтобы они поняли это свойство любви, чтобы научились распознавать во встречном его момент духовной зрелости, а не лезли к людям со своими пониманиями, спорами, жалобами и нравоучениями, считая, что раз им что-то кажется таким, значит оно такое и есть на самом деле и надо лететь и выкладывать из своей кастрюли всё, что там кипит.

Обдумывайте каждое слово. Всегда распознавайте всё то, что вас окружает, и помните крепко, что есть положения, когда лучше всего молчать. Кажущаяся внешняя инертность человека, всем видимая, часто бывает самой активной помощью тому, кто на вашу же инертность жалуется.

Те же люди, что бегают по дню в сумбуре своих страстей, и торопливо, суетно несут всем кажущуюся помощь, те стоят на месте в смысле истинной помощи и приносят даже вред вместо пользы. Ибо истинная помощь – это мужество, быть может, иногда суровое слово, которое не понравится встречному, а вовсе не поглаживание по головке слезливого человека. И чтобы иметь силу выказать это мужество и помочь своему встречному, надо вырасти в своём духе, в своём бесстрашии и такте.

-30-

Никогда в своих бытовых отношениях с людьми не ищи объяснений с ними. Ищи обрадовать человека, старайся начать и кончить встречу с каждым в радости. Но избегай того, кто, хмурясь сам, старается искать  в тебе причины своей хмурости. Беги тех семей, где живут ссорясь. Те, кто рассказывают о своей любви к семье, а на самом деле являются тиранами и ворчунами, не меньшие преступники, чем любые воры, уносящие ценности людей.

-31-

Каждый, вступающий на путь знания, должен стараться говорить так, чтобы ни одно его слово не язвило и не жалило. Если будешь нести доброту в сердце, не сделаешь бестактности. Возьми новое правило поведения: не говори никогда и ничего о братьях и сёстрах твоих, когда их нет с тобой. И говори только то, в чём не участвует твоё раздражение. Каждый раз, когда слово осуждения готово сорваться с твоих уст, вспомни, как мало тебе остаётся ещё жить в этом теле и как каждое упущенное в пустоте мгновение разлагает не один только твой дух, но и дух каждого, с кем ты в это мгновение встретился.

Унесите с собой как завет: мужество и такт. Никогда не произносите слова, пока полное самообладание не приведёт вас к мысли: человек, что жалуется или сетует мне, стоит на той же точке своей эволюции, где ему ещё не открылось, что всё в себе, что он сам сотворил всю свою жизнь прежде, творит её и сейчас. И только тогда ищите мужества в себе дать самый благородный ответ на самый низкий вопрос, самую недостойную жалобу.

-32-

Всегда, встречая людей, оказывая им помощь или передавая им знания, умейте приготовить в их душах почву, на которой может быть понято передаваемое вами.

Первая забота о человеке, если он поручен вам, – суметь стать в его положение и не превысить его возможности в передаваемом ему деле.

Твёрдо помните не как теорию, а как практику ежедневного труда: «Может – не значит будет».

Каждый раз, когда вы подумали сначала о себе, то есть сказали себе: «Как трудно продвинуть в массы эти понимания», вы уже раскрыли щель в своей защитной сети и наполовину уменьшили успех предпринятого дела.

Нельзя врываться в чужую жизнь, предлагая свою помощь, если сам не обладаешь достаточными знаниями, помимо отваги и храбрости. Редко встречается в людях бесстрашие правды. Оно очень ценно не только потому, что охраняет самого человека от множества горестей, но и других защищает, помогая им сбрасывать с себя налёт лжи. Но для того, чтобы это качество могло творчески помогать людям, сам человек должен точно, бдительно распознавать, насколько отвечают истине его собственные представления о делах и людях.

Нельзя иметь в сердце божественную доброту и при ней не развить до такого же масштаба в себе приспособление такта. Нельзя владеть огненной силой духа и не развить в себе полного понимания сил и характера встречного, чтобы всегда знать точно, в какой мере вы можете и должны вовлечь его в свой огонь.

Нельзя прикасаться к жерновам Единой Жизни иначе, как пронося в перемолотом виде все дары Истины людям. Если подать непонимающему самое заветное сокровище, он может умереть от неумелого обращения с ним, не принеся пользы ни своему окружению, ни себе.

-33-

Ничьи глаза нельзя раскрыть насильно. На земле очи каждого раскрываются тогда, когда он долго и много трудится.

Доброта личная в духовных отношениях, ложно понятое сострадание, то есть желание ввести неготового человека в мир новых  идей и духовного творчества, в те высоты, где требуются уже вся мощь и вся гармония организма, приводят всегда к катастрофе. Как бутон цветка, насильственно пересаженный на чересчур яркое солнце, засыхает, вместо того, чтобы распуститься, так и дух человеческий, введённый в более высокий план ранее, чем гармонично развитые силы всего организма сами вызовут и притянут вибрации и частоту волн высшего плана, не даёт не только плодов огненного творчества, но идёт в искривление.

-34-

Вступая в новую орбиту движения творческих сил, сохраняйте в памяти начало своего пути, начало своих исканий. Вспоминайте, что не всегда вы были сильными. Не всегда побеждала в вас любовь без раздражения и горечи. И вам будет легче покрывать своей любовью, своим милосердием и миром ту духовную пропасть, что лежит между вами и теми людьми, кому несёте свои новые знания.


Материал подготовил Юрий Ларичев

Социальные сервисы:


Оставить комментарий

Уроки мудрецов (часть 1)


Уроки мудрецов (часть 1)

-1-

Помни, что радость – непобедимая сила, тогда как уныние и отрицание погубят всё, за что бы ты ни взялся. Знание растёт не от твоих побед над другими, побед, тебя возвышающих. Но от мудрости, спокойствия и радостности, которые ты добыл в себе тогда, когда этого никто не видал. Побеждай любя – и ты победишь всё. Ищи радостно – и всё ответит тебе.

-2-

Жизнь, вся жизнь Вселенной, всегда утверждение. Строить можно только утверждая. Кто не может научиться в своей жизни простого дня, в своих обстоятельствах радости утверждения, тот не может стать светом на пути других.

-3-

Чем больше в человеке инстинктов самости, то есть чем сильнее он сосредоточивает мысль на своём «Я», тем больше и глубже его сомнения, тем чаще катятся слёзы из глаз его, тем яростнее его борьба со своей плотью, со своими страстями, со своими буйными, жаждущими, не знающими покоя мыслями.

В борьбе с самим собою ещё никто и никогда не обретал спасения. Ибо идут вперёд только утверждая, но не отрицая. Не борьба со страстями должна занимать человека, а радость любви к Жизни, благословение Её во всех формах, стадиях и этапах бытия.

-4-

Нет ни покоя, ни мира в тех существах, что ищут всё новых и новых источников откровения. Всё, что они подхватывают из попадающихся им записей и книг, всё это они всасывают верхними корками ума, но мало что проникает в их святая святых, составляя зерно их сердца.

Простые слова, возносимые с радостью, произносимые в мире собственного сердца, достигают большей цели, чем сотни переписанных истин, выловленных из разных «источников».

-5-

Человек должен жить так, чтобы от него лились эманации мира и отдыха каждому, кто его встречает. Вовсе не задача простого человека стать или пыжиться стать святым. Но задача – непременная, обязательная задача каждого человека – прожить своё простое, будничное сегодня так, чтобы внести в своё и чужое существование каплю мира и радости.

-6-

Прост ваш день труда. Обласкайте каждого, кто войдёт к вам. Если к вам пришёл одинокий, отдайте ему всю любовь сердца, чтобы уходя он понял, что у него есть друг. Если придёт скорбный, осветите ему жизнь вашей радостью. Если придёт слабый, помогите ему знанием того нового смысла жизни, который вам открылся. И жизнь ваша станет благословением для людей.

-7-

Ни в какие мрачные или трагические моменты жизни нельзя забывать самого главного: радости, что вы ещё живы, что вы можете кому-то помочь, через своё тело пронеся человеку атмосферу мира и защиты.

-8-

Не допускайте никогда унылого чувства «недосягаемости» перед чужим величием духа. Всегда благословляй достигшего больше твоего и лей ему свою радость, чтобы ему было легче достигать ещё больших вершин. Проще, легче, веселее – эти слова – целая программа для каждого. В этих словах усматривай, что высота духа не иго, не отречение и не подвиг, а только полная гармония. Она выражается в постоянной, ни на минуту не нарушаемой радостности.

-9-

Не набирай на свои плечи долгов и обязанностей, которые на тебя никто не взваливал. Иди радостно. Просыпаясь утром, благословляй свой новый расцветающий день и обещай себе принять до конца всё, что в нём к тебе придёт. Творчество сердца человека – в его простом дне. Оно в том и заключается, чтобы принять все обстоятельства своего дня как неизбежные, единственно свои и их очистить любовью, милосердием, пощадой. Но это не значит согнуть спину и позволить злу кататься на тебе. Это значит и бороться, и учиться владеть собой, и падать, и снова вставать, и овладевать препятствиями, и побеждать их. Быть может, внешне не всегда удаётся их побеждать. Но внутренне их надо победить любя.

-10-

Старайся переносить свои отношения с людьми из мусора мелкого и условного в огонь вечного. Ломай вырастающие перегородки условного между собой и людьми. И ищи всех возможностей войти в положение того, с кем общаешься. И ты всегда найдёшь, как тебе разбить препятствие предрассудков, нелепо встающих между людьми, открыть всё лучшее в себе и пройти в храм сердца другого. В себе найди цветок любви и брось его под ноги тому, с кем говоришь. И только в редких случаях встречи с абсолютно злыми людьми останутся без победы твоей любви.

-11-

Братья и друзья! Не то считайте милосердием, что даёте сами или даётся вам как долг, обязанность, тяжёлая ноша. Ибо то ещё стадия предрассудочная.

Но то считайте милосердием, что даёте в радости, в сияющем счастье жить и любить.

Не тот любит, кто несёт свой долг чести и верности. Но тот, кто живёт и дышит именно потому, что любит и радуется, и иначе не может.

И любовь сердца такого человека не брага хмельная и чарующая, создающая красоту условную, но сама чистая красота, несущая всему мир и успокоение.

Радостью ткётся светящаяся материя духа, радостью вводится человек в единение с людьми, а следовательно, и со всей Вселенной.

-12-

Важно отдать твёрдо самому себе отчёт, чего именно ты хочешь. Важно не быть пустым или шатким внутри, когда начинаешь свой новый творческий день. Важно, утверждаясь всё сильнее в верности тому, что ты избрал себе как жизненный путь, кончать свой день. Кончая его, совершенно чётко отдать себе отчёт, в чём ты был твёрд, в чём отступил от светлой идеи, для которой живёшь и трудишься. Важно – жить каждый день, трудясь так легко и честно, как будто это был твой последний день жизни.

-13-

Напрасно ждать особых испытаний. В простых серых буднях надо разглядеть главные дела любви, а жить легко свой текущий день – вот самый главный признак её. В обычном деле обычного дня живущий жизнью любви должен быть звеном духовного единения со всем окружающим.

-14-

Ты выбрал тот путь, где героика чувств и мыслей живёт не в мечтах и идеалах или фантазиях, а в делах обычного серого дня. Поэтому бдительно постигай любые маленькие факты жизни – те крохотные университеты духа, которых бывают сотни у каждого человека в его простом дне.

Усвой первое правило людей, желающих идти в ногу со своим народом, со своей современностью: нет дел мелких. Всякое дело составляет или утверждение Жизни – и тогда оно является сотрудничеством с Нею. Или оно является унылой мыслью о себе, то есть отрицанием, непониманием основного закона существования на земле: всё в тебе самом, и всё для блага общего, ибо всё – любовь. Лишённое этого понимания, существование человека является голым эгоизмом невежественности.

-15-

Привыкни делать каждое текущее дело как самое важное. Привыкни не пересыпать перцем благих мыслей действий своего дня. Этим ты затрудняешь не только одного себя, но и всех тех, кто окружает тебя.

-16-

Нельзя стремясь к чему-то высшему, путать понятия обывателя с понятиями мудреца. Не тот мудрец и герой, кто сумел совершить однажды подвиг. А тот, кто понял, что его собственный трудовой день и есть самое великое, что дала ему (человеку) Жизнь.

-17-

В жизни каждого человека наступают моменты, когда он начинает по-иному оценивать события жизни. Все мы меняемся, если движемся вперёд. Но не самый тот факт важен, что мы меняемся, а как мы входим в изменяющее нас движение Жизни. Если мы в спокойствии и самообладании встречаем внешние события, выпадающие нам в дне, мы можем в них подслушать мудрость бьющего для нас часа Жизни. Мы можем увидеть непрестанное движение всей Вселенной, сознать себя её единицей и понять, как глубоко мы связаны со всем её движением.

-18-

Только не думай, что освобождённый всегда должен быть свободным от внешней суеты, от её кажущихся пут, от забот быта и его условностей. Лучше всего служит своему народу тот, кто не замечает тягостей суеты, потому что понял основу смысла своей Жизни: нести силу Света именно в эту суету.

-19-

В жизни человека не может быть ни мгновения остановки. Человек растёт и меняется непрестанно. Всё, что носит в себе сознание, меняется, расширяясь. Если же человек не умеет принимать мудро своих меняющихся обстоятельств, не умеет стать их направляющей силой, они его задавят, как мороз давит жизнь грибов, как сушь уничтожает жизнь плесени. И, конечно, тот человек, что не умеет, сам изменяясь, понести легко и просто на своих плечах жизнь новых обстоятельств, будет подобен грибу или плесени, а не блеску закаляющейся и растущей в борьбе творческой мысли.

-20-

Нет серого дня, есть сияющий храм, который строит сам человек в своём трудовом дне. Не в далёкое небо должен улетать человек, чтобы там глотнуть красоты и отдохнуть от грязи земли. Но на грязную, потную и печальную землю он должен пролить каплю своей доброжелательности. Жизнь человека на земле – это тот кусок Вселенной, что он мог вобрать в себя, в себе творчески обработать, очистить страданием и вылить обратно во Вселенную, чтобы помочь ей двигаться вперёд.

-21-

Если люди заняты одним созерцанием, если их сила ума и сердца погружена только в личное искание совершенства, мы знаем, что им закроют путь вечного движения. Ибо во Вселенной нет возможности жить только личным, не вовлекаясь в жизнь мировую. Переходы в сознании человека не могут совершаться вверх, если сердце его молчит и он не видит в другом существе то же небо, что открыл в себе.

-22-

Расти в силе каждый день. А для этого научись действовать, а не ждать, творить, а не собираться с духом. Действие и действие – вот путь труда земли.

Но свою вечную силу ты не можешь сделать ни хуже, ни лучше сейчас, если вчера жил только мечтами о действиях. А действовали другие, рядом с тобой шедшие, огонь духа которых был, быть может, много меньше твоего. Но они действовали, а ты думал, как будешь действовать, и упустил в бездействии свою вечную силу, потеряв летящее «сейчас» без пользы и смысла.

-23-

Вступая в новый день, живи так, как будто это твой последний день. Но последний не по жадности и торопливости желаний или духовных напряжений, а последний по гармоничности труда и его бескорыстия.

-24-

Подумай, что такое страх. Это самое сложное из человеческих ощущений. Оно никогда не живёт в человеке одно, но всегда целым роем гадов, не менее разлагающих духовный мир человека, чем самый страх. Страх заражает не только самого человека, он наполняет вокруг него атмосферу тончайшими вибрациями, каждая из которых ядовитее яда кобры. Тот, кто заполнен страхом, подавлен как активное, разумное и свободное мыслящее существо. Мысль только тогда может литься, правильно улавливая озарение интуиции, когда всё существо человека действует гармонично, в равновесии всех сил его организма. Только тогда ты попадёшь – через сознательное – в то сверхсознательное, где живёт духовная часть твоего творящего существа. Если же мысль твоя в каменном башмаке страха, тебе невозможно оторваться от животной, одной животной, части организма. Твой дух не раскрывается.

Люди, воображающие себя духовно озарёнными, а на самом деле только изредка сбрасывающие каменные башмаки страха, самые жалкие из всех заблуждающихся. Их вечные слёзы и стоны о любимых – это только жалкие обрывки эгоизма и плотских привязанностей к текущей форме, без всяких порывов истинного самоотречения.

Люди, подгоняемые по земле страхом, неполноценные человеческие существа. Строить великие вещи, создавать Жизнь они не могут.

Не верь проповедникам, внушающим тебе страх божий. Бог любит тебя.

-25-

Если вы не можете удержаться от слёз, то что же вы можете сделать для пользы других? Чтобы быть полезным кому-то, нужна вся чистая воля человека и такая его любовь, где он должен забыть о себе и действовать, действовать, действовать, ясно видя перед собой только тех, для кого он хочет трудиться. Видеть же, как надо правильно действовать могут только те глаза, что потеряли способность плакать. Каждый, кто плачет при ударах жизни, разрушает своей неустойчивостью всю атмосферу вокруг себя. Разрушить её легко, но воссоздать спокойствие в себе и вокруг себя очень трудно. И даже тогда, когда сам плачущий уже успокоился, он долго ещё вычеркнут из списка сил, творящих день Вселенной. Каждый, кто с ним встречается, попадает в разбухшее от его раздражения эфирное пространство. Не только помочь никому нельзя, если ты час назад раздражился или кого-либо раздражил, что совершенно тождественно, но такой человек является носителем заразы, действующей не менее молниеносно, чем чума.

-26-

Очи, что плачут, не могут видеть ясно. Так же и уши тех, что жалуются, сетуют и слышат только уныние собственного сердца, не могут услышать зова Жизни. И сердце, стучащее в минорной гамме, стучит монотонно: «я, я, я».

-27-

Нельзя вырвать из себя какое-то одно чувство, чтобы весь организм не ответил эхом тому или иному движению духа. Если ты сегодня, в эту минуту, поддался страху, весь твой организм заболел. Если ты двинулся в радости и героическом чувстве – ты вплёл в свой организм те залоги победы, которые через некоторое время войдут в действие всей твоей жизни.

Если ты начинаешь учить вперёд свои нервы, как им воспринимать то или иное явление, да ещё запутываешь их в сеть страха и воспоминаний, ты никогда не воспримешь правильно ни одного факта Жизни.

Мужество, одно мужество и бесстрашие раскрывают всего человека, все его силы и таланты. Старайся найти в себе свободное, не отягощённое мусором личных неудач и скорби восприятие Жизни. Никакая скорбь не может сковать той абсолютно независимой сути, что живёт в сердце человека.

-28-

Будьте смелы. Не останавливайтесь в пути, чтобы оплакивать неверные шаги прошлого. Каждая такая остановка кладёт на ваше настоящее разъедающий пластырь. Учатся на своих ошибках только те, кто вырастает духом, поняв своё вчерашнее убожество. Тот, кто окреп сегодня, потому что увидел в своём вчерашнем недоразумении или ссоре с людьми собственную ошибку и решился более её не повторять, тот сегодня вырос на вершок во всех своих делах и встречах. Кто же залил слезами, жалобой, унылостью свою вчерашнюю неудачу, тот сегодня разделил судьбу мусорного растения, которое обошло широким кругом даже голодное животное.

-29-

Не имеет смысла жажда знания без наличия сил духа приложить эти знания к действиям сил.

Истина, прочитанная глазами, которые плачут, не озарит путь человека в его сером дне. И день его с его прочтённой истиной останется днём серым, днём сомнений и терзающих желаний.

Истина, прочитанная глазами, которые перестали плакать, озарит серый день человека. Построит в его дне несколько храмов, так как он ввёл истину в дела своего дня. И день его стал сияющим днём счастья жить, а не днём уныния и разложения всех своих духовных сокровищ, что собрал раньше.

-30-

Чистота и бесстрашие – первые условия духовного зрения. Вся сила и весь новый смысл твоего существования – научиться ничего не бояться. Добивайся полного бесстрашия. И не забудь, что бесстрашие – это не только отсутствие трусости. Это полная работоспособность всего организма, полное спокойствие в атмосфере опасности.

-31-

Но самообладание может быть бессмысленно, если оно акт чисто личностный, а не действенная сила. Та сила, что вбирает в себя эманации раздражения встречного и тушит их, как глухая крышка, плотно закрывающая горшок с красными углями и сдерживающая их огонь.

-32-

Невозможно таить внутри разлад, страдать и разрываться, а вовне показывать якобы полное спокойствие и этим лицемерным самообладанием помогать человеку переносить его горькие минуты. Только истинно мудрое поведение, то есть внутриубеждённое спокойное состояние может помочь ближнему. Оно может прервать тысячи драм людей только одним своим появлением, одной встречей. Таков живой пример мудреца. И в каком бы образе он ни встретился человеку, он может поднять его силы к героическому напряжению. Может помочь ему перейти из маленького, о личном горюющего человека одной улицы, в одухотворённое понимание себя единицей всей Вселенной. Вселенной, неизбежно подчинённой одному и тому же закону целесообразности, который ведёт всё живое на земле – от букашки до человека – к совершенству. Вы можете сказать, что всё это вы знаете и понимаете. А на самом деле ничего не знаете и не понимаете. Потому что на языке мудрости знать – это значит уметь. А понимать – это значит действовать. Тот, кто говорит, что он знает и понимает, а не умеет действовать в своём трудовом дне, в действительности ничего не знает. Он по своей невежественности ничем не отличается от цирковых собак и лошадей, которые просто усвоили ряд привычных ассоциаций, воспринятых в той или иной последовательности.

-33-

Есть только одна непобедимая сила в жизни, и эта сила – Радость. Каждый раз, когда вам что-то не удаётся, когда вы хотите победить все препятствия и добиться результатов, побеждайте любя и радуясь. Каждая ваша улыбка ускорит вашу победу и развернёт в вас силы. Каждая ваша слеза и слова уныния скомкают то, чего вы уже достигли в своих способностях,  и отодвинут вашу победу далеко от вас.

-34-

Путь – это непрестанное движение, где не может быть ни момента остановки. Как только в путь, то есть в действия самого человека, ворвались гнев и раздражение, так весь путь остановился. Перестала звучать его гармония, и снова надо искать, как включиться в симфонию Вселенной, ушедшей в своём творчестве вперёд, пока человек стоял на месте. Нет ни для кого возможности двигаться по ступеням Вселенной, если он тяжёл своим встречным, если его раздражённый окрик или нравоучительная, недовольная речь не помогает человеку встречному успокоиться, но вызывают в нём протест.

-35-

Первое звено всей жизни всюду – мир сердца. Чем в большем мире идёт по земле человек, тем дальше и выше он видит. А чем дальше видит, тем всё больше понимает, как он мал, как мало может и знает, как много ещё ему надо достигать.

-36-

Переключите свои мысли, забудьте о себе и думайте только о том, чтобы не нарушить общей гармонии своими колючими токами. Проходя день, человек больше всего должен думать, как пронести наибольшее количество мира в дела и встречи. Мир, который проливает одна душа другой, – это тот клей, который стягивает раны раздражения, прикладывает согревающий компресс к синякам бушующих страстей и льёт бальзам в огорчённое сердце собеседника.

Никогда не забывайте, что вся ваша деятельность, как бы высока она ни была, будет в большинстве случаев трудна вашим встречным, если вы сами в бунте и разладе. Наиценнейший труд не будет доступен массам, если сам труженик был одержим постоянной ломкой в своём самообладании. Его труд, даже гениальный, останется достоянием немногих, так как продвинуть великую или малую идею в массы народа может только тот, чьи силы живут в устойчивом равновесии.

-37-

Не имея мира в собственной душе, нельзя подать его другим. Дать можно только то, чем владеешь сам. Иначе все попытки принести мир и утешение человеку, будут только пустоцветом, спиралью умствования, без смысла и цели посланными в эфир словами, где и без того немало мусора. Если проповедь новых идей малоэффективна, то это лишь потому, что она чисто формальная. Призывая к жертвам и лишениям ради высших целей людей, проповедники чаще всего делают исключения для самих себя. Те же из них, кто несёт проповедь не словом, а живым примером, всегда достигают успеха.

-38-

Иллюзии любви и красоты, создаваемые нашим воображением, до тех пор терзают нас, пока мы не завоюем себе сами полной свободы от них. И только рушатся наши иллюзорные желания всякой красивости вовне, когда в нас оживёт всё то прекрасное, что мы в себе носим. Все толчки скорби, потерь, разочарований учат нас понимать, что нет счастья в условных иллюзиях. Оно живёт только в свободном добровольном труде, не зависящем от наград и похвал, которые нам за него расточают.

Если вы цените только жизненные блага вроде денег, драгоценностей, богатства и внешнего положения, связанного с ними, а вопросы духа для вас излишнее бесплатное приложение, ваши усилия приобрести истинное знание, которое присуще только великой жизни, будут всегда кончаться разочарованием.

-39-

Ищите знания, чтобы понять, что несчастья нет как такового. Всё, все чудеса и несчастья носит в себе сам человек. Когда человеку открывается знание, он становится спокойным, ибо мудрость оживает в нём. Не ищите чудес, их нет. Ищите знание – оно есть. И всё, что люди зовут чудесами, всё только та или иная степень знания.

-40-

Перспектива, открываемая знанием, открывается каждому, как художнику чувство перспективы, не сразу. Книга духовного знания не лежит вовне, она в сердце человека. И читать её может только тот, кто учится жить свой каждый новый день, в который он вступил, всё повышая уровень своего творчества.

-41-

Не давай слишком много обещаний и не разочаровывайся в своих силах. Не глупость твоя заставляет тебя сомневаться во всём, а привычка скептически принимать все обстоятельства жизни. Привычка думать об одной жизни земли в отрыве от всей жизни Вселенной. Усвой основное правило каждого живого человека: научись диалектически мыслить. Не разрывай связи со всеми радостными силами природы. И когда настанет твой час постичь знание всех элементов стихий природы, принеси к этому моменту в самом себе полный самообладания и гармонии сосуд.

-42-

Остерегайся умствовать там, где нужна простота мудрости. Научись хотя бы только одному: не имея о чём-либо достаточных знаний, не отрицать того, что тебе говорят.

-43-

Мудрость не оказывает влияния извне. Она не проникает откуда-то в глубины духа. Она живёт там. И пробудить её в себе может только сам человек. И только сам человек – ограничитель собственного Света.

-44-

Если ты полон сияющей радостью, ты сразу увидишь в человеке чудо: он слит с гармонией, он идёт в ней, несёт в себе её, хотя сам этого не видит. И каждый не видит по разным причинам. Один – потому, что карма держит его цепко и никак он не может освободиться от страха, жадности и ревности, которым служил долгие годы. Другой не может вырваться из ряда предрассудков долга и личной любви. Третий топчется в лабиринте узкого ума и не может вырваться из него и попасть в творчество интуиции. Четвёртый завалил себе выход к освобождению, бегая весь день по добрым делам, а дома сея муть и раздражение. И так далее.

-45-

Не забудь вовек: всё – всё в человеке. И только он один – творец своего пути. Вернее, каждый человек есть путь, и этот путь настолько близок к творчеству Единой Жизни, насколько смог освободить её в себе человек.

-46-

Перед новыми поворотами судьбы страдают только те, кто носит в себе ещё не растворённым в любви своё «Я». Кто ищет, отягощённый страстями, тот ещё больше заблуждается.

-47-

Если человек говорит, что любит науку, а не любит людей, для которых он ищет знаний, не видит в людях высших целей – он только гробокопатель науки. Если человек идёт по жизни, не замечая жертв и самоотвержение тех, кто сопровождает его в этой жизни, он не дойдёт до тех высших путей, по которым идут истинно великие люди. Если в человеке атрофируется нежность и  доброта по мере того, как он восходит в высокие степени учёности и славы, он сам лишает себя всех возможностей достичь радости общения с людьми, пленяющими его полнотой и размахом своей деятельности.

Точно так же обстоит дело и с любовью к природе. Чтобы заметить её усилия помочь каждому любить её в себе и себя в ней, надо научиться замечать подвиг жизни своей родной матери. Научиться любить её, чтобы во всю дальнейшую жизнь навсегда знать, что такое любовь.

Всякая форма любви, где есть страх, непременно будет безобразной

-48-

Ты должен думать, и думать очень крепко, чтоб в сердце твоём не шевелился червь ревности. Большего ужаса, чем пронизать свою жизнь припадками ревности, нельзя себе представить. Всю жизнь себе и окружающим можно отравить и даже потерять весь смысл долгой жизни только потому, что дни были разъедены ревностью. Можно иметь великий талант, можно увлечь человечество в новые сферы литературы, музыки, живописи – и всё же создать себе такую железную клетку страстей в личной семейной жизни, что придётся годы и годы изживать ту плесень на твоём духе, что нарастил в ревнивой семейной жизни.

-49-

В девяносто девяти случаях из ста то, что люди называют любовью, на самом деле или их предрассудки и суеверия, или их себялюбие. Истинной любовью будет лишь та, которая раскрывает все способности и таланты к творческой деятельности, которая освобождает дух человека.

-50-

Всякая разлука только до тез пор мучительна, пока у человека не созреет сила духа настолько, чтобы посылать творческий ток любви своему любимому с такой энергией, которая сплетала бы в любую минуту в одну общую сеть преданность обоих. Эта мощь духа так же развивается, как и всякая иная способность человека. Ежедневная радостная мысль о человеке равняется постройке рельсов для молниеносного моста, на котором можно научиться встречаться мыслями с тем человеком, о котором будешь радостно, пристально и постоянно думать.

-51-

Не забывайте, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращайте больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке.

-52-

Ребёнок – это не тиран, который завладевает всею твоею жизнью. Не идол, для которого ты отрежешь себя от всего мира и весь мир от себя, чтобы создать замкнутую, тесную ячейку семьи, связанной одними личными интересами: любовью к «своим». Ребёнок – это новая связь любви со всем миром, со всей Вселенной. Это раскрепощённая любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребёнок, но душа, данная на хранение.

-53-

Не забывайте, что дети, родившиеся у вас, – не только плоды плоти и крови, принадлежащие вам. Но это те драгоценные Чаши, которые Жизнь дала вам на хранение, для улучшения и развития в них их творческого огня. Не прилепляйтесь к ним, как улитка к раковине. Всегда думайте, что в вашем доме им пожить и погостить суждено какое-то время, чтобы созреть к собственной жизни.

Дети не только цветы земли. Они ещё и дары ваши всей Вселенной. Через них вы или помогаете возвышаться человечеству, или остаётесь инертной массой, тем месивом, из которого, как из перегнившего леса, лишь через тысячи лет родятся уголь и алмаз.

-54-

Это неважно, каков будет первоначальный, тайный источник вашей накопившейся любви. Любя одного человека до конца, вы – именем его – будете служить миллионам.

Если сегодня любовь в сердце однобока и может понимать счастье только в любви к «своим», то завтра – по тем или иным причинам – сознание человека может расшириться, и он охватит своею любовью «чужих». Двигаясь дальше по пути совершенствования и знания, человек осознаёт, что нет вообще чужих и своих. Что есть везде и всюду такие же люди, как он сам. Этот человек мог продвинуться дальше и выше. Другой мог сильно отстать и остаться ещё в стадии двуногого животного. А третий мог так далеко шагнуть вперёд, что приходится зажмуриться, чтобы иметь возможность на него посмотреть.

Не верьте «теориям» богоизбранности «своих» и отверженности «изгоев».

-55-

Важнее для праведника указать другому путь в рай, хотя бы самому и споткнуться. Не тот день считай счастливым, который тебе что-то принёс приятное, а тот, когда ты отдал людям свет сердца. Вглядывайся  во всех встречаемых. Если ты встретил человека и не сумел подать ему утешающего слова – ты потерял момент счастья в жизни.

-56-

Верьте не в чудеса вне вас, а в чудо живущей в вас самом любви, притягивающей к себе весь огонь сердца встречного.

-57-

В любви не стоят на месте. Любовь – живая сила, и её надо всё время лить по новым и светлым руслам. Любовь признаёт один закон: закон творческой отдачи. И всё то, что ты отдаёшь людям, любя их, снисходя к ним, всё это, как ручьи с гор, посылает тебе Жизнь.

-58-

Знайте твёрдо: до последнего момента надо верить и надеяться пробудить в человеке его святая святых. До последних сил сердца надо молить Жизнь о помощи заблуждающемуся или оступившемуся, ибо в каждом живёт Она, а для Её пробуждения нет ни законов логики человеческой, ни законов времени человеческого.

-59-

Держи сердце широко открытым. Следи, чтобы ни один его лепесток не закрылся. Лей молча свою любовь и не приходи в отчаянье, если человек не подбирает твоей любви, остаётся беспокойным и непросветлённым. Не думай о последствиях, но всегда действуй сейчас.

Действовать не значит всегда и молниеносно побеждать. Это значит только всегда вносить пробуждение в дух человека, хотя бы во вне это имело вид, что ты не принёс человеку мгновенного успокоения.

-60-

Сострадать – значит прежде всего мужаться. Так мужаться, чтобы бесстрашное, чистое сердце свободно могло лить свою любовь. А любовь, пощада и защита – это далеко не всегда ласковое, потакающее слово. Это и укор, это и удар любящей руки, если она видит, как падает дух человека, чтобы трамплином своей силы подкинуть огня в снижающийся дух и энергию человека. Это и награда за текущий день, прожитый в чистоте и творчестве.

-61-

Не отчаивайся, не считай себя бессильным в иные моменты жизни, когда стоишь перед скорбью и смятением человека и думаешь, что не можешь ему помочь. Нет таких моментов, где бы чистая любовь и истинное сострадание были бессильны, не услышаны теми, к кому ты их направляешь, и оставлены без ответа. Правда, не всегда твои чистые силы проявятся мгновенно внешней помощью встречному. Факты внешнего благополучия, единственное, что ценят люди как помощь, далеко не всегда составляют истинную помощь. Но каждое мгновение, когда ты вылил помощь любви, как самую простую доброту, ты ввёл своего встречного в единственный путь чистой жизни на земле: в путь единения в мужестве, красоте и бесстрашии.

Разбив в сердце и уме страдальца предвзятое представление, что Жизнь вооружилась против него, что, будучи грешным, он не может уже войти на путь Света и нести этот Свет другим, ты разбиваешь перегородки авторитетов и предрассудков и создаёшь ему новые борозды, куда потечёт его мысль с этого мгновения.

Никогда не отчаивайся и силу понимай во внутренней работе твоего собственного духа. И чем выше будут твои бескорыстие и радость, когда будешь принимать в сердце скорбь встречного, тем увереннее повернутся факты серого дня для встреченного тобой страдальца. И тем скорее, проще, легче сойдёт с него очарование скорби.

-62-

Разве любовь умаляется в человеке от того, что она пролилась и кто-то её не подобрал? То место, где ты её пролил, будет местом мира, хотя бы другой человек при тебе не утешился и остался беспокойным. Твоя любовь, если она была действенна, если Жизнь в тебе неслась вихрем радости к сердцу несчастного, что тебя не понимал, всегда создаст вокруг него освежающую струю. И, оставшись один, он успокоится, приведёт себя в порядок и скажет другим: «Я нашёл решение своим вопросам».

Поэтому неси только Свет и Мир, неси всю любовь сердца, стой перед Вечностью на дежурстве и не думай о последствиях встречи.

-63-

Расширяйте действенную любовь в ваших сердцах в труде простого дня. Не думайте так много о себе, о подвиге своего спасения. Думайте чаще и больше о мире, о живущих в нём людях, ищущих любви, зовущих и молящих о помощи и спасении. Посылайте каждому сердцу вашего сердца привет. Это ничего не значит, что в момент сосредоточения и тишины вы не видите людей и мир. Вы – люди, вы – мир, вы можете так широко любить и благословлять людей, печальных, неустойчивых и несчастных в своей жизни, что волны вашего доброжелательства долетят до них и принесут им успокоение.

Никакая энергия, посланная человеком в доброте, не может пропасть в мире. Энергия зла окутывает только тех, в ком встречает раздражение. Тогда она может угнездиться в человеке. А энергия доброты не минует ни одно существо в мире и если не освободит, то облегчит каждого страдальца, мимо которого мчится.

-64-

Чем выше и дальше каждый из нас идёт, тем яснее видит, что предела достижения совершенства не существует. Но дело не в том, какой высоты ты достигаешь сегодня. А только в том, чтобы двигаться вперёд вместе с движением Жизни. А войти в него, в это движение, можно только любовью. Если сегодня ты не украсил никому дня простой добротой – твой день пропал. Ты не включился в вечное движение, в котором жила сегодня вся Вселенная; ты отъединился от людей, а значит, не мог подняться ни к какому совершенству. Туда путь один: через любовь к человеку.

-65-

Никто не может быть отделён от человечества ни в чём: ни в дурном, ни в хорошем. В каждом из нас воплощено всё человечество. Это не риторический оборот, не художественный образ, а реальная действительность.

Всё низменное и дурное, вызывающее у тебя естественное чувство отталкивания, протест, брезгливость, живёт в тебе же самом, но оно живёт в связанном состоянии, запрятанное так глубоко от тебя, что ты об этом и не подозреваешь. Иногда необходимо чрезвычайное обстоятельство, чтоб оно выявило себя.

Из этого вытекает призыв к неосуждению, которое имеет практический результат для самого тебя: отрицая и обличая других, ты не подозреваешь, что отрицаешь и обличаешь самого себя. Неосуждение важно ещё как этап, предшествующий состраданию. Целительная сила сострадания, как некий бумеранг, возвращается к тебе же, помогает изжить в тебе то, что глубинно и подчас скрыто от тебя.

Но если в тебе живёт всё дурное и низменное, то, с другой стороны, в тебе живёт всё высокое и героическое. Но оно тоже находится в тебе в связанном состоянии, неосознанное тобою. Понимание этой стороны дела уничтожает питательную почву зависти: всё высочайшее, что доступно избранным человечества, доступно и тебе. Просто нужно быть внимательным к себе и не бояться себя, силы своей.

-66-

Все действия человека куют его связь со всем миром. Как бы ты ни жил, отъединиться от связи с людьми ты не можешь. Ты можешь только своим поведением ковать ту или иную связь, ткать ту или иную сеть, в которую ловишь людей и ловишься сам. Тобой создаётся та или иная атмосфера добра или зла.

-67-

Постигни, что служение ближнему – это не порыв доброты, когда ты готов всё раздать, а потом думать, где бы самому промыслить что-нибудь из отданного для собственных первейших нужд. Это вся линия поведения, весь труд дня, соединённый и пропитанный радостью жить. Ценность ряда прожитых дней измеряется единственной валютой: где и сколько ты выткал за день нитей любви, где и как ты сумел их закрепить и чем ты связал закрепляющие узлы. Оцени радость жить не для созерцания мудрости, не для знания и восторгов любви, но как простое понимание: всё связано, нельзя отъединиться ни от одного человека, не только от всей совокупности обстоятельств.


Материал подготовил Юрий Ларичев

Социальные сервисы:


Комментариев: 1

Из Екклезиаста

      Из Екклезиаста

Сказал Екклезиаст: всё – суета сует!

Всё временно, всё смертно в человеке.

От всех трудов под солнцем проку нет.

И лишь Земля незыблема вовеки.

Приходит род – и вновь приходит род,

Круговращенью следуя в природе.

Закатом заменяется восход.

Глядишь: и снова солнце на восходе!

И ветер, обошедший все края,

То налетавший с севера, то с юга,

На круги возвращается своя.

Нет выхода из замкнутого круга,

В моря впадают реки, но полней

Вовек моря от этого не станут,

И реки, не наполнивши морей,

К истокам возвращаться не устанут.

Несовершенен всякий пересказ:

Он сокровенный смысл вещей нарушит.

Смотреть вовеки не устанет глаз,

Вовеки слушать не устанут уши.

Что было прежде – то и будет впредь,

А то, что было – человек забудет,

Покуда существует эта твердь,

Вовек под солнцем нового не будет.

Мне говорят: «Смотри, Екклезиаст:

Вот – новое!» Но то, что нынче ново,

В веках минувших тыщу раз до нас

Уже случалось – и случится снова.

Нет памяти о прошлом. Суждено

Всему, что было, полное забвенье.

И точно так же будет лишено

Воспоминаний ваше поколенье.

***

Мне выпало в Израиле царить.

Я дал зарок: познать людские страсти.

Всё взвесить. Слов пустых не говорить.

Задача – тяжелее царской власти.

Всё чередой прошло передо мной –

Блеск, нищета, величие, разруха…

И вот вам вывод мудрости земной:

Всё – суета сует, томленье духа!

Прямым вовек не станет путь планет.

Число светил доступно звездочёту.

Но то, чего на этом свете нет,

Не поддаётся никакому счёту.

И я сказал себе: ты стал велик

Благодаря познаньям обретённым.

Ты больше всех изведал и постиг,

И сердце твоё стало умудрённым.

Ты предал сердце мудрости – и та

Насытила его до опьяненья.

Но понял ты: и это – суета,

И это – духа твоего томленье!

Под тяжестью познанья плечи горбь.

У мудрости великой – вкус печали.

Кто множит знанья – умножает скорбь.

Зерно её заложено в начале.

***

Есть время жить – и время умирать.

Всему свой срок. Всему приходит время.

Есть время сеять – время собирать.

Есть время несть – есть время сбросить бремя.

Есть время убирать – и врачевать,

Есть время разрушать – и время строить.

Сшивать – и рвать. Стяжать – и расточать.

Хранить молчанье – слова удостоить.

Всему свой срок. Терять и обретать.

Есть время славословий – и проклятий.

Всему свой час. Есть время обнимать –

И время уклоняться от объятий.

Есть время плакать – и пускаться в пляс.

И побивать каменьями кумира.

Есть час любви – и ненависти час.

И для войны есть время – и для мира.

Что проку человеку от труда?

Что пользы ото всех его свершений,

Которые Господь ему сюда

Послал для ежедневных упражнений?

Прекрасным создал этот мир Господь.

Дал разум людям, но понятья не дал,

Чтоб человек, свою земную плоть

Преодолев, Его дела изведал.

И понял я, хоть это и старо,

Что лучшего придумать мы не можем:

Трудиться. Есть и пить. Творить добро.

Я это называю Даром Божьим.

И понял я, что все его дела

Бессмертны: ни прибавить – ни убавить.

И остаётся нам одна хвала,

И остаётся только Бога славить!

Что было прежде – то и будет впредь,

И прежде было – то, что завтра будет.

Бог призовёт, когда наступит смерть,

И всех по справедливости рассудит.

А здесь я видел беззаконный суд.

Творят неправду, истины взыскуя.

Сказал себе я: высший суд – не тут.

Господь рассудит суету мирскую.

Дойди, судья всевышний, до основ,

Открой нам грубость истин подноготных:

Что нет у человеческих сынов

Существенных отличий от животных.

Судьба у человека и скота

Одна и та же и одно дыханье.

Везде одна и та же суета,

Одной и той же жизни трепыханье.

Из праха Бог воззвал – и в прах поверг!

Все будем там. Попробуйте, проверьте,

Что наши души устремятся вверх,

А вниз – животных души после смерти.

***

Итак: живи – и радуйся тому,

Что из твоих трудов под солнцем выйдет,

Поскольку из живущих никому

Не суждено грядущего увидеть.

***

И посмотрел я, и увидел днесь:

Господство силы, тягость угнетенья,

Немилосердных властелинов спесь

И слёзы всех, лишённых утешенья.

Почтил я мёртвых больше, чем живых,

Всех, кто под солнцем плакал и трудился.

Воистину, стократ счастливей их

Тот, кто на свет жестокий не родился.

***

Ещё я видел, что чужой успех

Рождает в людях зависть, озлобленье,

Что суета мирская – участь всех,

Что это – духа нашего томленье.

Дурак сидит – рукой не шевельнёт,

Своим бездельем вроде бы гордится:

Мысль о насущном хлебе – вечный гнёт,

Уж лучше нищим быть, чем суетиться!

***

Ещё я понял: плохо одному,

Несладко быть на свете одиноку.

К чему трудиться, если никому

От всех твоих усилий нету проку?

Труды, которым не видать конца,

Оправданы супружеством и братством,

А ежели нет сына у отца –

Не радуется глаз его богатствам.

Ведь если путник не один идёт –

Другой помочь споткнувшемуся может,

А если одинокий упадёт –

Никто ему подняться не поможет.

Двоим теплее, если вместе спят.

И в драке, где один не отобьётся,

Вполне возможно – двое устоят.

И скрученная нить не скоро рвётся.

***

Вот юноша безвестный, живший встарь:

Он денег не имел, но был при этом

Умней, чем старый неразумный царь,

Благим пренебрегающий советом.

И вышел из темницы тот юнец,

И заменил спесивого на троне,

И царский поднесли ему венец.

И воцарился в славе и законе!

А ведь слепые много лет подряд

В том юноше царя не узнавали.

Воистину, не знали, что творят!

Грядущие похвалят их едва ли…

***

Блюди себя, вступая в божий храм,

Не жертвы приноси, а слушай Бога,

Глупцов же, приносящих жертвы там,

Не надо осуждать за это строго.

***

Запомни: имя доброе важней

Богатства, красоты, происхожденья.

А если надо выбирать из дней:

Кончины день – важнее дня рожденья.

Рыдания во время похорон

Отрадней смеха в блеске царских комнат,

Поскольку смертен человек – и он

Всегда в глубинах сердца это помнит.

Стенанья лучше смеха потому,

Что плач древнее смеха, изначальней.

Плач человеку врач. Нужней ему.

Тем чище сердце, чем лицо печальней.

Поэтому и сердце мудреца

На горе откликается, как эхо,

Тогда как сердце бедного глупца

Навеки поселилось в доме смеха.

Поэтому полезней для сердец

Разительное слово обличенья,

Которые произнесёт мудрец,

Чем дураков беспечных песнопенья.

А смех глупцов – словно фальшивый блеск:

Всегда он затмевает тех, кто плачет.

Как хвороста в костре весёлый треск:

Он суетен – и ничего не значит!

***

Пока ты молод, помни о Творце,

Пока не наступили дни без свету,

Пока, мой сын, не возопишь в конце:

«Мне радости от этой жизни нету!»

Пока блистает солнце и луна

И звёзды над твоею головою,

Пока не наступили времена,

Затянутые тучей дождевою;

Когда у сильных ослабеет нить,

И стражники начнут всего бояться,

И перестанут мельники молоть,

И те, что смотрят в окна, омрачатся;

На мельницах замолкнут жернова,

Замкнутся двери в городах и сёлах,

И будет по ночам будить сова,

И смолкнут песни девушек весёлых;

Вершины станут путника страшить,

И ужас им в дороге овладеет,

И ослабеет в нём желанье жить,

И, как кузнечик, жизнь отяжелеет,

И горький зацветёт миндаль кругом,

И помрачится всё, а это значит,

Что человек отходит в вечный дом,

И плакальщиц толпа его оплачет.

Пока крепка серебряная цепь,

Тяни её, о жаждущих заботясь,

Пока цела колодезная крепь

И колесо не рухнуло в колодезь…

Земле и Богу человек отдаст

И плоть и душу временные эти.

Всё суета сует – сказал Екклезиаст, –

Всё суета сует на этом свете!

***

Екклезиаст не просто мудр. Он дал

Народу свод необходимых правил,

Он взвесил всё, изведал, испытал

И для живущих много притч составил,

Постичь стремился, чем земля жива,

И меру дать тому, что непомерно.

Я утверждаю: истины слова

Записаны Екклезиастом верно!

Подобны иглам речи мудрецов

Или гвоздям железным, вбитым насмерть.

У всех творцов неотразимых слов,

У проповедников – единый Пастырь!

Всё прочее, поверь словам отца:

Излишество, не нужное для дела.

Писанья книг – занятье без конца,

Их чтенье – утомительно для тела.

***

Послушаем теперь всему итог:

Поступки совершая, бога бойся,

Всё исполняй, что заповедал Бог,

А больше ни о чём не беспокойся.

Любое дело, что свершилось тут,

Постыдным оно было или славным,

Бог неизбежно призовёт на Суд,

Всё тайное однажды станет явным!


Переложение из Библии Германа Плисецкого


Автобиография

Жил я в Химках. Гладил кошку.

Спал с женою. Ел картошку.

Водку пил. С женою ладил.

Ел пельмени. Кошку гладил.

1978

Социальные сервисы:


Комментариев: 3
Прыг: 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36
Скок: 10 20 30