Явление времени


Прежде, чем перейти к изложению основного материала, сделаем небольшое методологическое вступление. Допустим, нам нужно описать такое сложное и абстрактное явление, как время. Наука знает два способа описания действительности: понятийный и символический.

Понятийный способ — это термины, определения, логические доказательства, аксиомы и теоремы. Он используется в геометрии, философии, логике и общественных науках. Например, время можно определить как форму протекания физических и психических процессов; меру длительности бытия; условие изменения; последовательность смены состояний объектов; характеристику процессов изменения и развития и т.д. Такое описание ни о чём не говорит, потому что сразу возникают вопросы: что такое форма, процесс, мера, изменение, состояние и др. Каждый термин соотносится с массой других терминов, которым нужно давать свои определения, и это может продолжаться до тех пор, пока не закончится словарный запас.

Символический способ — это описание мира с помощью условных знаков, чисел и формул. Он используется в алгебре, физике, химии и других естественных науках. Здесь достаточно разбить время на конечные отрезки, придумать, в каких единицах его измерять, и вывести формулу времени вроде t = S/V.

Оба метода являются абстрактными, однозначными и рациональными, то есть работают по принципам левого полушария мозга. Это цифровой, дискретный способ передачи информации.

Противоположностью вышеуказанным является óбразный способ описания действительности, основанный на конкретном, многозначном, иррациональном мышлении правого полушария. Это сравнения, ассоциации, метод аналогии, различные художественные приёмы передачи мысли. Он используется в изобразительном искусстве, художественной литературе, музыке. Например, можно изобразить время в форме песочных часов или представить его в виде всепожирающего бога Кроноса. Здесь речь идёт об аналоговом способе передачи информации.

Существует также парадоксальный способ, оперирующий принципами (архетипами). Один условный знак (руна) может иметь много значений, которые проявляются в зависимости от контекста. Этот способ положен в основу работы квантового компьютера, в котором один кубит может принимать как два значения сразу, так и каждое из них по отдельности. Для такого описания необходимо мыслить сразу двумя полушариями мозга, чтобы образы и знаки сливались воедино. Но весь парадокс в том, что никакого описания действительности с помощью принципов быть не может, поскольку принципы — это и есть единственная реальность.



То есть не мы, записывая руны, передаём сведения об окружающем мире, а сами руны, разворачивая заложенный в них смысл, определяют наше восприятие мира и формируют наши мысли, которые мы пытаемся выразить. Наш мозг с помощью тех же принципов обрабатывает поступающую информацию (свет, звук и другие виды колебаний)  и выдаёт её в цифровом или аналоговом виде. И только в особых клинических случаях эти способы передачи информации удаётся совместить.


Судя по всему, наши предки умели лучше нас выражать мысли. Называя вещи своими именами, они вкладывали в каждое слово конкретные óбразы, которые можно воссоздать по этимологии. А.А.Потебня называл это внутренней формой слова, отличая её от внешней формы (структуры слова) и содержания (смысла слова). То есть слово выступает одновременно понятием, совокупностью дискретных звуков (или знаков) и целостным óбразом. Сегодня мы продолжаем пользоваться теми же словами, что и тысячу лет назад, а значит, наше понимание сути явлений зависит от бессознательных ассоциаций, заложенных в языке. Изучение внутренней формы слов и соотношение их корней с комбинациями рун является особым методом познания, который мы применим в данной статье.


Современное понятие времени вобрало в себя несколько похожих по смыслу, но этимологически не связанных терминов. Ни в одном языке мира не было единого слова для обозначения этого явления. Например, древние греки знали три типа времени: хронос (длительность, линейная последовательность), циклос (круговорот, повторяемость) и кайрос (фаза, благоприятный момент). В старославянском языке можно выделить девять слов, обозначающих как время в целом, так и его отрезки.


1. Врѣмя (время, срок, пора) – др-рус. веремя (вёдро, погода), происходит от ст-слав. врьтѣти (вертеть). Родственные слова: санскр. vartate (вертеться), vartanam (вращение, хождение взад и вперёд), vartman (колея, дорога), ст-слав. врътъпъ (вертеп, пещера, сад), върети (кипеть), варити (варить), укр. вир (водоворот), ворожить, веретено, ворот, воротить, вращать, врата. Пока просто отметим, что время понималось как вращение.

2. Вѣкъ (век, вечность, мир) — бесконечное время или срок человеческой жизни. В праславянском языке это слово обозначало ещё и жизненную силу, поэтому можно предположить его этимологическую связь с лат. vita (жизнь), ст-слав. витати (витать), обитати, прѣвитати (обитать), укр. витати (приветствовать), вихърь (вихорь), врьхъ (верх), совершать, вихати (махать), виляти (вилять), укр. хвиля (волна, мгновение). Вилы — стихийные божества славян, подобные русалкам и нимфам, которые свивали нити человеческой судьбы. Вити (вить), санскр. vitas (витой), др-рус. вѣтвь (ветка), укр. віть, лат. vitis (лоза), вьтъла (ива), ст-слав. вѣіа (ветка).

3. Рокъ (срок, установленное время, судьба) — от слова ректи, речь, как и укр. рік (год). То есть это время обусловленное, неизбежное и неотвратимое.

4. Лѣто (год, время, лето) — изначально только тёплое время года, позже и весь год, то есть цикл повторяющихся сезонов. «Повесть временных лет» можно перевести на современный язык как «рассказ о вращающихся циклах».

5. Годъ (время, год, праздник, пора) — от ст-слав. годити (угождать), годный, укр. гідність (годность, достоинство), годі (хватит). Связано с погодой, урожаем и земледельческими циклами.

6. Година (время, срок, час) — подходящее время, тихая ясная погода. Укр. година (час). Интересно, что словосочетание «время года» в старославянском звучало наоборот: «година врѣмене».

7. Часъ (время, час, пора, миг) — отрезок времени. Родственные слова «косить», «чесать», «сечь».

8. Сутъкъ (сутки) — стык дня и ночи, укр. сутки — узкий проход. Происходит от ст-слав. тъкнути, ткать, тъчька (точка), точный, тъчити (полагать, думать). Родственными также являются слова точить, ток, теча (скороход), течь (тєшти), санскр. takti (спешит, устремляется), tokam (потомство), укр. тікати (бежать), тёк (исток), поток, тук (жир), тучный, ст-слав. тѫча (туча). Время обычно представляется как поток, который течёт, пока стрелки часов тикают.

9. Мигъ (миг, мгновение) — от ст-слав миѕати, цслав. мгияти, др-рус. мъгнути, мѣжити (жмурить), рус. мигать, мжить, укр. мигунець (падающая звезда). Родственные слова: лат. mico (сверкать, мерцать), др-рус. мъчътати и ст-слав. мъчътъ (мечта). Укр. мить (мгновение, момент, миг) связано с рус. мите, укр. митусь, митьма, митьмов, ст-слав. митѣ, митоусь — «попеременно», то есть не за один миг. Месть — поочерёдное причинение вреда. Сюда же относятся санскр. mithas (обоюдный, попеременный, вместе) и methati (чередует), а также лат. минута, рус. миновать, санскр. miyate (уменьшается, проходит, теряется), др-рус. мена и производное от него «изменение», укр. зміна. Чередование «н» и «т» подсказывает о связи этих смыслов со словом «мнить» (ст-слав. мьнѣти), а также с санскр. manute (думает, помнит) и manas (ум, дух, разум). Родственные слова: маять, маяк, маячить, маятник, санскр. maya (превращение, видение, иллюзия), манути (манить), мана (обман), а также мара, марево (призрак, видение), марь (туман, зной), мар (зной, сухая мгла, сон), мрак, санскр. markas (помрачение), мора (темнота, туман), мреть (освечивать), санскр. maricika (мираж), укр. марно (напрасно), хмара (туча) и т.д.


Теперь соберём все девять смыслов воедино и попытаемся объяснить явление времени на современном языке, используя рунические подсказки и научные факты.


Как известно из квантовой механики, мир состоит из минимальных неделимых порций энергии — квантов, которые проявляют свойства как частицы, так и волны. Каждая такая частица характеризуется множеством переменных параметров (квантовых чисел), что позволяет также рассматривать её как квант информации. Полный набор квантовых чисел называется вектором состояния и описывается волновой функцией. В соответствии с принципом неопределённости Гейзенберга, чем точнее мы измеряем одну характеристику частицы, тем менее точно можно измерить другую. Открытая квантовая система находится в смешанном состоянии, в котором можно определить лишь вероятности переменных параметров. Закрытая система находится одновременно в нескольких состояниях, которые интерферируют между собой и делают поведение системы непредсказуемым. Это называется квантовой суперпозицией. Корпускулярно-волновой дуализм можно объяснить как мгновенный переход из суперпозиции в смесь и обратно, сопровождающийся коллапсом волновой функции. То есть частица как бы балансирует между локальностью и нелокальностью, ежемоментно выбирая следующее состояние из множества вариантов.


Само слово «со-стояние» подсказывает нам, что частица изначально сдвоена, поэтому она и ведёт себя как волна. Квант энергии и квант информации принципиально неразделимы, друг без друга они существовать не могут. Обозначим исходную пару рунами , отражающими парадокс единства-множественности (фрактальности): пара (волна) состоит из точек (частиц), а каждая точка (частица) — есть пара (волна). Этими рунами пишутся слова «ВоЛна» и «коЛеБание». Кстати, влъна (волна) происходит от ст-слав. вълати (волновать), вал, санскр. valati (вертится, поворачивается), а колѣбати (колебать) можно записать как ко(со)-, аналогично понятию с-ЛоВо. Здесь мы видим корень луб (люб), встречающийся в словах глубокий (ст-слав. глѫбокъ) и голубь (ст-слав. голѫбъ), а также любить, любовь (ст-слав. любы), санскр. lubhyati (желает) и lobhas (желание, жажда), лат. lubido, libido (желание), англ. love и нем. Liebe, а также лебедь, лебеда и Лаба (Эльба), отсюда лат. albus (белый). Рунами выражаются и другие важные понятия: вибрация (лат. vibrare — колебаться), вращение, вир, вирус (лат. virus — вязкая жидкость, слизь), вода, обод (обвод), водить, веду, влага (волога), Волга, облако (др-рус. оболокъ), оболочка, облый (округлый), область (оболость), волость, власть, володеть, воля, укр. власний (собственный), велий (великий), Волос (Велес), волхв, волк (volf), волшба, волшебник, благо и лава (пешеходный мостик через ручей, доска, скамья).


Двойственность можно раскачать в волну , закрутить в вихрь , замкнуть обратной связью или вернуть на круги своя . Указанные четыре принципа являются основой всякого движения, а значит и времени. Принцип неодновременности («или») реализуется в попеременном (мите) мигании (мерцании) мгновений (митей). Частота этого переключения определяет минимальный отрезок (квант) времени[1]. Похожая на синусоиду руна Eihwaz — палиндром руны Laguz , которая ассоциируется со словами лагода, лад, лагуна и цифрой 1. Если взять две руны или четыре руны и расположить их крестом, получится левосторонняя свастика. Свастика — от санскр. svasti — успех, благоденствие (су — «добро, благо», асти — «есть»). На русском языке «свасти» звучало бы как с-часть-есть или просто счастье, а «свастика» — счастика (с-частица — сдвоенная частица!). Сдвоенность — причина любого вращения или колебания, в том числе звуковых и световых волн. Подобие этих процессов древние выражали в таких двузначных словах, как ст-слав. свръкати (сверкать, сверчать), санскр. svarati (звучит, светит), ст-слав. свирати (играть на свирели).  


Кроме свастики, древнейшим символом вращения является колесо. У нас оно ассоциируется с колом (кругом), но есть ещё одно слово, не сохранившееся в славянских языках — лат. rota, санскр. ratha. Вращая его, прочитаем «таро», а объединив с принципом обновления , получим рост (ст-слав. растъ, возможно первоначально орстъ) и корень -стр-, который обозначает движение: стрела, стрелять, стремя, стремиться, быстрый, укр. стрибати (прыгать), Стрибог (бог ветров), струна, укр. струм (ток), струмінь (ручей), струя, остров и т.д. Продолжая в том же духе, мы выйдем на понятие пространства — от прострѣти (простереть), простор, санскр. prastha (горная равнина, площадь), prastaras (равнина, плоскость), stirnas (разостланный), сторона (страна). Здесь прослеживается релятивистская связь времени с пространством, движением и гравитацией.


Вернёмся к принципу вращения . Ничто не сможет передать его смысл лучше, чем изображение X аркана.


«Из-за голой неприветливой скалы, из пропасти, невидимой рукой была поставлена в мой кругозор странная фигура: колесо с вписанной гексаграммой[2] внутри быстро, с молниеносной скоростью, вращалось на оси, поддерживаемой двумя шестами. И, странное дело, чудилось мне, что это движение происходит как-то сразу в обе стороны. Я стал вглядываться и при новых вспышках молний увидел Сфинкса, неподвижно сидящего на вершине колеса с мечом в правой руке, приподнятым кверху, справа взбирался киноцефал — Германубис с жезлом Меркурия, слева низвергался Тифон, скромный крокодил с неуклюжей пастью. Молнии погасли, — и когда чрез несколько минут они сверкнули вновь, я видел все ту же фигуру: снова неподвижно сидел Сфинкс, снова стремительно взбирался Германубис и снова низвергался Тифон...»

 

В этом описании примечательны два момента. Во-первых, наблюдатель видит колесо только при вспышке молнии. Во-вторых, Германубис всегда поднимается вверх, а Тифон низвергается вниз — обратного порядка быть не может. Почему так? Потому что «движение происходит как-то сразу в обе стороны». За одну вспышку колесо успевает сделать поворот против часовой стрелки на 180°, а затем наши персонажи исчезают во тьме, чтобы в следующий миг вернуться на свои места. Где они находятся в промежутке между вспышками? Они уходят в зазеркалье, где продолжают движение в том же направлении. Для наглядности изобразим X аркан в двустороннем зеркале, отражающем сверху вниз и справа налево. На плоскости это выглядит как четыре картинки, но в пространстве правая часть будет находиться с обратной стороны экрана.



Верхняя и нижняя, правая и левая картинки зеркально симметричны. На всех четырёх изображениях Германубис движется к сфинксу, а Тифон от него. Если смотреть с лицевой стороны зеркала, верхнее колесо вращается против часовой стрелки (противосолонь), нижнее (отражение) по часовой стрелке (посолонь). Но наблюдатель в верхнем левом углу никогда не увидит две картинки сразу, потому что когда свет включается вверху, внизу он тухнет. В момент перехода через зеркало (межу, миг, вечное мгновение) наблюдатель тоже переворачивается. Оказавшись с обратной стороны зеркала (в правом нижнем углу), он видит то же самое, что и с лицевой вращение против часовой стрелки. Поэтому он не замечает ежемоментного коллапса, воспринимая чередование кадров как поступательный ход времени.


«Вселенная вечно создается и вечно разрушается; она не имеет границ ни во времени, ни в пространстве, но в каждый данный миг она рождается из Непроявленного Абсолюта и вновь в Нём растворяется. Источник всякого движения, этот Абсолют находится в вечном покое, ибо протяжения по всем продлениям для Него сливаются в одно вечное, настоящее, здесь. Лишь для познания вещей, для изучения духа своего, человек расчленяет единое вечное мгновение на абстрактные этапы мирового творчества, которые в действительности, как принципы эволюционирующего бытия, вечно взаимно переплетаясь, ткут мировую жизнь…» (В. Шмаков)

 

Обратите внимание: на одной стороне зеркала и верхний, и нижний сфинксы смотрят в одну сторону. Вспомним картинку из «Веды славяньской» — спичечный коробок, вращающийся вокруг центра граммофонного диска. Квант энергии движется по траектории восьмёрки, попеременно перебрасываясь между правым и левым дисками. Диски зеркально симметричны друг другу, поэтому крайнее правое и крайнее левое положения частицы имеют одно и то же направление вектора скорости. Время идёт только в одну сторону — хоть в реальности, хоть в отражении. Когда квант энергии «подсвечивает» правый диск, левый становится информацией — предыдущий момент остаётся у нас в памяти в застывшем виде. Затем энергия снова проходит через зеркало, и мы видим уже левый диск, сравнивая его с прошедшим правым. Чувство времени — это сравнение текущего момента с предыдущим, записанным в памяти в качестве эталона. 

 

Принцип неодновременности («или»), благодаря которому существует материальная Вселенная, возможен только при условии зеркальной симметрии. Частица, отражённая в зеркале, становится античастицей, но для наблюдателя с другой стороны зеркала она будет обычной частицей. А теперь посмотрим, что произойдёт, если сделать изображения X аркана симметричными относительно горизонтальной оси. При незеркальной (перекрёстной) симметрии верхний и нижний сфинксы смотрят в разные стороны, и в момент перехода через зеркало направление движения меняется на противоположное. В результате частица и античастица проявляются на одной стороне зеркала, что вызывает взаимную аннигиляцию. Что мы собственно и наблюдаем в физическом вакууме, который сплошь состоит из таких частиц, вспыхивающих и исчезающих с огромной частотой. Когда пара проявляется одновременно, это принцип «и», выраженный в названии буквы i, соответствующей X аркану.

Двустороннее зеркало — всего лишь упрощённая модель, которую можно изобразить на плоскости. В трёхмерном мире верхнее и нижнее колёса сдвинуты на 90°, и при прохождении через ноль (точку симметрии) частица переходит в другую плоскость. Ещё ближе к истине будет представить это как ленту Мёбиуса. Она может иметь нечётную закрутку (π, 3π, 5π и т.д.), а может — чётную (2π, 4π и т.д.). Нашей первой картинке с зеркальной симметрией соответствует нечётная закрутка на π (180°), при которой лента имеет одну сплошную замкнутую поверхность, как на гравюре Эшера. В каждой точке этой ленты движение идёт в одном и том же направлении. Если два зеркально симметричных муравья синхронно движутся каждый со своей стороны ленты, они будут вечно вращаться по кругу и никогда не встретятся, хотя при каждом обороте будут меняться местами. Пока муравьи абсолютно одинаковые, мы не заметим подмены. Но если один из них будет чёрным, а второй рыжим, тогда при каждом обороте будет происходить как бы смена знака. То есть частица будет чередоваться с античастицей.

В случае чётной закрутки на 2π (360°) такого чередования быть не может. У этой ленты две независимые поверхности, по которым можно пустить в противоположных направлениях одинаковых муравьёв или в одном направлении — зеркально симметричных. Значит, время здесь обратимо, вернее, его нет вообще. Эта модель соответствует нашей второй картинке с незеркальной симметрией. Здесь всё уравновешено и симметрично, но нет динамики, поочерёдности. Что неудивительно, ведь на плоскости лента Мёбиуса с закруткой 2π превращается в трёхузловую стоячую волну. Кстати, стоячая волна заключает в себе две обычных синусоиды, а её трёхмерная мёбиусоподобная модель с закруткой на 2π состоит из двух склеенных лент с закруткой на π. То есть весь наш проявленный мигающий мир можно целиком уместить в мир стоячих волн, где есть всё и сразу.

 

Чтобы ещё больше запутать читателя, напомним о следующей закономерности. То, что в одномерном пространстве является линейным движением, в двухмерном может идти по спирали или синусоиде. А то, что на плоскости воспринимается как спираль или волна, в трёхмерном пространстве превращается в вихрь.

 

 

«Мир — это гигантский, грандиозный вихрь, он царствует над временем и над пространством, он все в себе содержит и в каждый миг того, что мы называем нашим временем, всегда и неизменно творится он и вновь нисходит в небытие…» (В. Шмаков). Как этот вихрь будет выглядеть в четырёхмерном пространстве, нам представить трудно. Скорее всего, лента Мёбиуса превращается в подобие бутылки Клейна, закрученной в поперечном сечении во фрактальный винт.

 

 

Если разрезать такую бутылку пополам вдоль оси симметрии, получим две ленты Мёбиуса. Здесь прослеживается аналогия с двумя цепями молекулы ДНК. Соответственно мёбиусоподобную модель полевого генома можно рассматривать как свёрнутую копию фрактальной Вселенной. На этом мы закончим гимнастику для мозгов и вернёмся к основной теме статьи.


***

Итак, в соответствии с доктриной X аркана, «в мире времени нет, нет самой последовательности, прошедшее, настоящее и будущее в нём сливаются в единое вечное мгновение. Происходя из свойств сознания человеческого, категории эти в мире не существуют, и потому все деления мира по самой природе своей относительны и существуют только лишь в сознании человеческом. В его целом нет жизни, нет движения, нет следовательно ни развития, ни разрушения, не было творчества и не будет конца. Мир вечен не безграничностью протяжения во времени, а самым отсутствием этой категории в его бытии как таковом, а потому он как и Абсолют в своем целом недвижен…» (В. Шмаков)

Наша теория времени совпадает с буддийским учением о мгновенности всего сущего — кшаникавадой. Санскр. ksanika (мгновенный) происходит от санскр. aksi (глаз), ст-слав. око, потому что кшана (мгновение ока) длится не дольше моргания век. Согласно кшаникаваде, материальный мир не имеет длительности, он вспыхивает на один миг и сразу же гибнет. Эти вспышки настолько частые, что сознание воспринимает их последовательно, как кино, не замечая отдельных кадров на подвижной киноплёнке, поскольку различия между двумя соседними кадрами незначительны. В реальности не существует ни окружающего мира, ни времени. Нет даже субстанциональной бессмертной души — атмана. Человек, как и любое живое существо, состоит из неделимых единиц психики — дхарм[3]. В каждую новую кшану набор дхарм уже другой, но они связаны в один поток причинно-следственным законом — кармой. При переходе из предыдущей кшаны в следующую кармический импульс (самскар) определяет новое соотношение дхарм, подобно тому, как бильярдный кий передаёт энергию и траекторию движения одному шару, а тот — другому. При этом ощущение времени и единства личности обеспечивает ум (манас), запоминая прошлые кшаны[4].

Действительно, время — великая иллюзия (лат. illusia — обман, от ludo — играю, танцую), майя (), играющая с физиками в прятки и высмеивающая любые попытки дать ей определение. На вопрос «время обратимо?» можно дать только герметический ответ: и да, и нет. Пока время идёт, оно направлено из прошлого в будущее. Но идёт оно неравномерно, поскольку связано с такими параметрами, как скорость, ускорение и масса. Если его остановить (скажем, при достижении скорости света[5]), Вселенная обращается в ноль. Что произойдёт, если проскочить этот ноль и поменять вектор на противоположный, не скажет ни один учёный. Единственное, что точно известно — на это потребуется бесконечность энергии. Так что для запуска машины времени будет недостаточно одного удара молнии. К тому же вернуться в прошлое можно не далее, чем на долю секунды — ровно настолько, сколько существует мир за один оборот колеса[6].


Из наших рассуждений можно сделать такой вывод. По сути реален только миг — граница (межа) между двумя временными промежутками, фазами волны. Межа — М-Жера — или . Двойная запись не случайна, поскольку восприятие зависит от точки зрения. С позиции Победителя 7-го аркана Вечное мгновение будет включать в себя все возможные варианты развития событий, то есть бесконечность отдельных кадров, собранных в киноленты причинно-следственными связями. А с позиции 13-го аркана это будет непрерывное кино, в котором каждый новый кадр связан с предыдущими памятью (memory). Вот это кино мы и называем временем. Если обозначить время комбинацией рун -, получится уже известное нам колебание двойственности , или неодновременное проявление (- — Я-ВЛение) частиц, или чередование мгновений . И здесь руны подсказывают нам, чем становится время, запущенное в обратную сторону: - превращается в -. Ст-слав. млъва, молвить — М-ловить, то есть ловить мысль, волну. Мысль — М и сЛоВо или М и сЛаВа[7]. Подробнее тему обратимости времени мы рассмотрим во второй части статьи.


© Денис Богачёв, 2019




 

[1] В 1927 г. Робертом Леви была выдвинута гипотеза о существовании хронона — минимального неделимого интервала (кванта) времени. В 1980 г. Пьеро Калдирола вывел формулу хронона, согласно которой он равен 2 × 10−23 секунды, и предположил, что эта модель может послужить основой для квантовой теории гравитации. Альберт Вейник в своей «Термодинамике реальных процессов» рассматривал хронон как частицу особого хронального вещества, а время — как поле хронона. Его теория не получила официального научного признания, во многом из-за того, что обосновывала существование тонких миров. На наш взгляд, понятию хронона соответствует рассмотренное выше слово «миг», или Вечное мгновение. За этот миг колесо времени делает один оборот, проявляя частицу в «правом» или «левом» мире. Тогда гипотетическим квантом времени может выступать любая элементарная частица: электрон, фотон, мезон и т.д.

 

[2] Вписанная в колесо гексаграмма связывает десятый аркан с шестым, а восемь спиц индийской Дхармачакры собирают воедино учения о карме (VIII аркан), Дхарме (вселенском законе) и кшанике (мгновенности бытия).


[3] Дхарма — фундаментальное понятие индийской философии, которое не переводится ни на один европейский язык. Этимологически оно происходит от санскр. корня dhr (держать, поддерживать), родственно ст-слав. дрьжати (держать). Традиционно под Дхармой подразумевают некий универсальный закон бытия, а также устоявшиеся правила, необходимые для поддержания космического порядка (риты). В Буддизме есть и дхармы с маленькой буквы, обычно рассматриваемые во множественном числе. Это элементарные частицы сознания, которые непрерывно появляются и исчезают, меняют соотношение, но благодаря закону кармы они связаны в единый поток и образуют личность. Отдельную дхарму можно рассматривать как слово (понятие), тогда человек — просто набор известных ему понятий, а вселенская Дхарма — разворачивающаяся программа жизни, т.е. полевой геном.

 

[4] По мнению буддолога Е.А.Торчинова, доктрину кшаникавады можно выразить первыми семью строками известной советской песни на слова Л.П. Дербенёва:

Призрачно всё

В этом мире бушующем,

Есть только миг,

За него и держись.

Есть только миг

Между прошлым и будущим,

Именно он называется жизнь.

Вечный покой

Сердце вряд ли обрадует,

Вечный покой

Для седых пирамид.

А для звезды,

Что сорвалась и падает,

Есть только миг,

Ослепительный миг.

А для звезды,

Что сорвалась и падает,

Есть только миг,

Ослепительный миг.

Пусть этот мир

Вдаль летит сквозь столетия,

Но не всегда

По дороге мне с ним.

Чем дорожу,

Чем рискую на свете я —

Мигом одним,

Только мигом одним.

Счастье дано

Повстречать иль беду ещё,

Есть только миг

За него и держись.

Есть только миг

Между прошлым и будущим,

Именно он называется жизнь.

 

[5] Согласно недавнему исследованию Джона Хиккила и Роберта Немирова, опубликованному в издании Astrophysical Journal, эффект обращения времени вспять возможен в гамма-всплесках — узконаправленных выбросах колоссальных объёмов энергии при столкновении нейтронных звёзд или взрывах сверхновых, продолжающихся от нескольких миллисекунд до часа. Внутри этих всплесков ударная волна движется быстрее электромагнитного гамма-излучения, что не противоречит Специальной теории относительности Эйнштейна, поскольку речь идёт о сверхсветовом распространении не в вакууме, а в плотном облаке материи. Для стороннего наблюдателя это означает, что ударная волна доходит до точки назначения раньше, чем он её увидит — то есть он будет видеть её уже в прошлом.

 

[6] В марте 2019 г. учёные из МФТИ вместе с коллегами из США и Швейцарии гордо заявили, что обратили время вспять. Они утверждают, что вернули квантовый компьютер IBM на 0,06 наносекунды в прошлое, нарушив второй закон термодинамики на уровне двух квантово спутанных кубитов. На самом деле они доказали лишь то, что Вселенная надёжно защищена от наших попыток её взломать.


[7] Теперь читатель лучше поймёт, что имел в виду автор «Слова о полку Игореве», призывая вещего Бояна воспеть поход князя, «…скача славiю по мыслену древу, летая умомъ подъ облакы, свивая славы оба полы сего времени [свивая связью памяти две половины времени — прошлое с настоящим].

 


Социальные сервисы:


Адрес заметки: http://rustimes.com/blog/post_1570778477.html
18 октября 2019, 21:32
"В старославянском языке можно выделить девять слов, обозначающих как время в целом, так и его отрезки."
Непонятно, почему автор выделил только и именно эти 9 слов, в то время как есть и другие.
21 октября 2019, 10:34
"Непонятно, почему автор выделил только и именно эти 9 слов, в то время как есть и другие."

Какие, например?
21 октября 2019, 17:08
Например: докони, искони, скоро ( в значении "вскоре"), недалече (в значении "вскоре"), неделя, месяц [слова привожу в современной орфографии, оригинальную орфографию см. в источнике]. Источник: Словарь старославянского языка. СПб, 2006. ISBN 978-5-288-04041-2(9).
21 октября 2019, 20:57
Да, список можно продолжить и такими словами, как день/ночь, вчера/сегодня/завтра, давно, долго, быстро и т.д. А если разобрать ещё дни недели, месяца и времена года, получится целая книга. Я выбрал только те понятия, которые соотносятся с рассматриваемыми в статье принципами. Подробнее об их этимологии и употреблении в старославянских текстах см. статью Трефилова О.В. Обозначение времени в старославянском языке.
22 октября 2019, 18:54
Благодарю за пояснения, Денис. Они поняты и приняты.
31 октября 2019, 20:56

Чтение эссе уважаемых Ларичева и Богачева вызывает у меня «брожение ума».
Бродят мысли неприкаянные, как медведи-шатуны по тайге, как ёжики в тумане. Попробую записать их траекторию. Может быть проявится что-нибудь в тумане.
Эдип. Именно он отгадал загадку Сфинкса. Мне показалось интересным, что в ней фигурируют двойка, тройка, четверка. Никаких полутора землекопов и рядом не стояло – только натуральные числа! Даже цифры тогда еще не появились. А ответ Эдипа – человек – мог бы подойти к половине загадок Сфинкса. В человеке много чего намешано, связанного с двойкой-троицей-четверицей. Например, руки: их пара, на каждой ладони по четыре трех-фалангового пальца. Впрочем, была ли у Сфинкса загадка про ладони рук , в истории следов не осталось… Так же молчит история о том, были ли у Сфинкса аналоги где-нибудь, кроме Египта.
Вот, например, есть персонаж, похожий на мать Сфинкса, Химеру - дочь Тифона и Ехидны. Чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом в виде змеи.
В китайском мифе о создании человечества есть креативная Нюйва с телом змеи и человеческой головой. Или Фу си, ее брат , легендарный первый император – также с человеческой головой и телом дракона-луна, обитающего в озёрах, реках и морях, способного взмывать в Поднебесье. Рожденье Фу си к тому же было чудесным. Его мать забеременела, ступив ногой в след исполина, духа Грома, прогуливаясь около озера по болотистой тропинке.
На мгновение в моем сознании совместились загадка Сфинкса и чудесное зачатие повелителя Востока. Когда мы говорим вслед за Сфинксом «утром на четырёх» не конкретизируем ведь форму следов, оставленных непоседой-младенцем. Так же не вдаемся в подробности, был ли след, оставленный исполином антропоморфным, следом ли ноги или руки, хотя переводчики традиционно настаивают на следе ноги. Только мультик «Аленький цветочек» из детства напомнит, как чудище заморское, закручинившись, всматривается на берегу озера в своё отражение, опираясь ладонью о берег! Так и нам, слышавшим о тетраде Пифагора, о тех «кто нашей душе сообщил четверицу, вечно текущей природы источник и корень», хотелось бы ее и увидеть. Явление четверицы не менее интересно чем явление времени!
Один из первых автопортретов в жизни каждого из нас – след ладони с растопыренными пальцами, обведенный карандашом на листе чистой бумаги.
У кого не было бумаги и карандаша, десятки тысяч лет назад – придумывали другие способы визуализации «вечно текущей природы».
«Пещера рук» (с испанского Cueva de las Manos) сохранила на своих каменных стенах отпечатки сотен рук, причем, в основном левых. Она находится на юге Аргентины в долине реки Пинтура. Ученые предполагают, что эти наскальные «автографы», ладошки с растопыренными пальцами, были оставлены в незапамятные времена (предположительно от 13000 до 9000 лет назад) с помощью распыления краски вокруг приложенной к стене ладони. Вероятно, смекалистый художник держал в правой руке костяную трубочку для разбрызгивания красителя. Левая, соответственно, служила натурой.
То что нам явлено еще нужно заметить и уловить. Имеющий уши да услышит – пальцев на руке не пять, как это не странно звучит. Русский язык различает палец и персты. Палец, созвучный с пяльцами, на которых распяливают, натягивают ткань – один; перстов, на которые надевают напёрстки или перчатки – четыре.
В английском языке это различие поддерживается: one thumb и four fingers!
Больше всего рук находятся на входном камне — они как будто приветствуют вошедшего в патагонскую пещеру. Существует мнение, что изображение рук означало переход во взрослую жизнь, поэтому на стенах этого почитаемого предками индейцев места отпечатаны ладошки подростков.
И, надо же было именно Фу си , порожденному вибрацией следа исполина, увидеть на спине вынырнувшей черепахи узор, который воплотился в первые восемь триграмм. Этот же узор, поднатужившись и зная ответ, можно было бы увидеть и в патагонской Пещере , если бы рядом были оттиски и левой и правой ладошки. А учитывая, что любая пещера это театр теней, можно представить себе и любимый персонаж этого театра , Птицу Вещую, сложенную из перстов правой и левой ладони – крыльев и шеи-головы-клюва образованных большими пальцами.
Птица выпорхнула из гнезда, человечество рассталось со своим младенчеством, утро нашей цивилизации закончилось.
Каждый из нас, от патагонца до китайца, имеет свое представление чем небо рассветное отличается от неба полуденного. В китайской философии существует две схемы кругового размещения триграмм. Одна связана с именем Фу си, со временем «после Потопа» и называется Ба гуа Прежнего неба. «Не менее значимым чем порядок Прежнего неба, является расположение восьми триграмм в последовательности Последующего неба, или порядке Вэнь-вана («Князя Просвещённого»!), основателя династии Чжоу (ок. 1143 г. до н.э.)». [Б.Сварог, «Ход ночного солнца»].
Подробнее о явлении четверицы в Предыдущем и Последующем небе расскажу позже, во второй части повествования.
03 ноября 2019, 18:08
Продолжение темы " Явление четверицы".
...Каждая страна гордится своими чудесами света. Шахматы изобрели не в Китае, и рядом с его пирамидами не нашли пока Сфинкса – но у него есть Яйцо Тайцзи и Птица Багуа с извечным вопросом : «Что было раньше?».

Еще одно чудо света – наш русский язык с его сказками: «…махнул старик-годовик в четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы. А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже с своим именем. Одна половина пера белая – другая черная. Махнет птица раз - станет светлым-светло. Махнет другой – станет темным-темно.
Отгадай, что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? Какие то четыре крыла у каждой птицы? Какие семь перьев в каждом крыле? Что это значит, что у каждого крыла одна половина белая, а другая черная?»
Греческий сфинкс бросился в пропасть, когда Эдип решил его задачу. Старик же Годовик из сказки Владимира Даля живет до сих пор, забавляя дошколят своими загадками …
Однажды, глядя на ладони рук, сложенные птицей для показа в театре теней, я уловил мысль: «Да это же матрица на 24 позиции! Это экран с 24 пикселями, которые могут либо светиться либо оставаться темными» . Стал рассуждать, дальше идти по следу: « Коли есть птицы с четырьмя крылами, почему не быть с восемью?! Каждое крыло – из трех перьев, и у каждого крыла и пера свое имя. И цвет у перьев: если с лица светлый – с изнанки темный. А если с лица темный, то наоборот.
Имя птицы мудреное, заморское: Багуа Прежнего неба. Оставила она следы свои по берегам Желтого моря. На её крыльях левой стороны кончики перьев светлые, на крыльях правой – темные. Названы крылья по левой стороне Небо, Озеро, Огонь, Гром, а по правой – Ветер, Вода, Гора, Земля. Неустанно осеняет она мир своими крылами...»
Детям, пожалуй, такую сказку слушать рановато. Мне же она помогла разглядеть, что Багуа Прежнего неба состоит всего лишь из одной четверицы, а не из двух!
Чтобы это показать нужно сначала вспомнить что Птица Багуа вылупилась из яйца Тайцзи. И поэтому унаследовала единство противоположностей. Темная и светлая рыбки инь-ян расположены на плоской диаграмме так, что каждой точке диаметра соответствует по другую сторону от центра точка, окрашенная в противоположный цвет. Если попытаться представить Тайцзи трехмерной, например, в виде монеты с орлом и решкой, то точно так же каждой лицевой точке диаграммы будет соответствовать на изнанке точка другого цвета. Именно поэтому те пёрышки у Вещей Птицы, что с лица светлые, с тыла будут темными!
А зовется птица Вещей, потому что как говорится в одном из канонических комментариев к «И цзин»: « ... в Переменах есть Великий предел. Он рождает двоицу образов. Двоица образов рождает четыре символа. Четыре символа рождают восемь триграмм. Восемь триграмм определяют счастье и несчастье. Счастье и несчастье рождают великое деяние».
Даже на бытовом уровне, далёком от философии, каждый из нас понимает, что вещи , окружающие нас, возникли именно в результате деяния. Чжу Си, мудрец XIII века определял Тай Цзи как совокупность всех принципов, единую и одновременно присутствующую в каждом человеке и каждой вещи, подобно отражению луны во всякой водной поверхности!
О явлении четверицы в диаграмме Тайцзи нам уже рассказал Рунмастер («Просто о сложном» http://rustimes.com/blog/post_1508584557.html).
Теперь можно вернуться к доказательству, что Багуа Прежнего неба явлена нам не двумя , а одной четверицей – и ее метаморфозами. Свет и тьма, снимок и негатив, лицо и оборот, орел и решка, инь и ян – разные, но взаимосвязанные проявления Единого, Целого. И каждая триграмма Багуа может иметь обратную сторону. Например, три непрерывные чёрточки-яо с обратной стороны – три прерывистые. Переворачивая слева направо левую половину Багуа ( триграммы Небо, Водоём, Огонь, Гром) и отражая её зеркально относительно горизонта вниз ( дракон-лун, неотъемлемая суть Фу си, -- повелитель озер и их зеркальной глади!) , получаем правую часть Багуа, темную четверицу. Для получения канонического изображения остается только совместить половинки Целого: сдвинуть эту часть вверх, чтобы верхняя триграмма (Ветер) оказалась рядом с триграммой Небо, а нижняя (Земля) рядом с триграммой Гром.
А уж материальный носитель такого преобразования ( монетки, персты, крылья, чёрточки-яо) зависит только от культурной традиции и разгула нашей фантазии.
Итак, переворотом, отражением, сдвигом исходной светлой четверицы, мы получили Багуа Прежнего неба, «число, вращающееся само в себе».
Прежде, чем рассмотреть явление четверицы в Багуа Последующего неба, «мировой конфигурации во ВРЕМЕНИ», на которой основан китайский календарь и астрология, отметим, что в Багуа Прежнего неба кроме явных изображений 8 триграмм есть еще пара неявных. Траектория перехода от правой , темной половины Багуа к левой, светлой ( от триграммы Ветер к триграмме Гром) совпадает с начертанием руны ЗЕЛО («принцип поочередности, принцип времени, принцип двойственности, принцип вращения и круговорота», см. Ю.Ларичев «На ночь глядя», заметка в Фейсбук от 29.09.2019). Зеркально отображенная руна показывает, наоборот, направление перехода от светлой половинки схемы к темной (от триграммы Небо к триграмме Земля). За счет этих переходов окружность, по которой расположены триграммы, превращается в математический знак бесконечности! «Число, вращающееся само в себе», существует до времени, вне времени, бесконечно, но принцип времени, тем не менее, нам явлен.
Время возникновения изображения Посленебесной схемы триграмм Вэнь-вана , XII век до Рождества Христова, впечатляет. Египетский Сфинкс уже существовал, а греческого, наверное , еще не было. Подробности – в третьей части повествования.
09 ноября 2019, 16:01
Итак, сейчас мы убедимся как Прежденебесная Багуа может быть трансформирована, геометрическим путем, в схему триграмм Вэнь вана. И здесь не обошлось без Четверицы.
Пока я не нашел этот алгоритм преображения, Багуа Последующего неба будоражила меня своей нелогичностью так же как Багуа Прежнего неба, Птица Вещая, своим совершенством.
Моё интуитивное отождествление схемы триграмм с птицей, оказалось небеспочвенным. Исследователи древнеармянских наскальных рисунков различают крылатый крест ( в том числе и восьмиконечный), который символизирует жизнь, и прямой, бескрылый крест, символизирующий смерть. Различают, кроме того, кресты прямые и косые. Филологи тоже помогли осмыслению : «…русское слово Бог имеет общеславянское происхождение и родственно иранскому «baga» и санскритскому «bhagas» - податель благ». «Багуа» на слух лежит по смыслу где-то рядом, с точностью до особенностей произношения!
В Багуа прямой крест получается соединением триграмм Небо и Земля, Огонь и Вода, оппозитных и по смыслу и по внешнему виду. Соединенные диаметрами триграммы Озеро и Гора, Гром и Ветер образуют косой крест.
Если посмотреть на триграммы как на отображение чисел, записанных в двоичном коде, то обнаружим, что сумма значений противоположных соединенных диаметрами триграмм для всех пар одинакова (7+0= 5+2= 6+1= 4+3).
Багуа, таким образом, композиция, насыщенная геометрической и числовой симметрий: совокупность прямого и косого креста образует 8-лучевую звезду, во многих культурах являющуюся графическим синонимом понятия Божество.
Как воплощается сакральное знание? Как благая весть переходит через человека к людям?! По-разному… Кто-то всматривается в узоры на черепашьих панцирях. Кому-то приснится таблица химических элементов. А кто-то то во сне спасается от собак на Древе, как рассказывал Рунмастер.
Разглядеть подробности озарения Вэнь вана через толщу 32-х веков не удалось.
«Вэнь ван был главою уезда Чжан и по преданию своим духовным совершенством стяжал милость неба», - скупо рассказывает Википедия. Там же отмечено, что первой общепризнанной датой в китайской истории считается лишь год 841 до н.э. Более удаленные от нас даты приводятся лишь в виде ориентира.
Что ж, придется домысливать, в качестве ориентира используя «Пророка» Пушкина. Будет одной сказкой о Багуа больше.
«Давно это было… Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной Князь влачился. И восьмикрылый Серафим на перепутье появился. Перстами легкими как сон его зениц коснулся он – и обнял всеми восемью крылами. И Бога глас к нему воззвал : «Иди, Пророк, и виждь и внемли, исполнись волею моей…»
Придя в себя и вернувшись домой, Князь Просвещенный обнаружил на своем халате, на спине, таинственные следы. Там как на фотопленке , отпечатались следы энергетического воздействия крыл: ткань, которой коснулись темные перья также потемнела. Кончики левых крыльев у Птицы Вещей светлые, а кончики правых крыльев – тёмные. Соединившись, они оставили на ткани халата узор из четырёх полос».
Помните, чем закончилась сказка про старика-годовика? – Контрольными вопросами!
Что за полосы остались от прикосновения крыльев Птицы Вещей? Как они прозываются? Как превратить их в триграммы? Как с их помощью построить конфигурацию мира во времени?
Чтобы ответить, опять придется следовать зыбкой тропой интуиции.
Должно быть, Вэнь ван вЫрезал эти полосы и разложил их по восьми равноудаленным точкам окружности. При этом заметил, что в них есть и общее и отличное. Как у птенцов Птицы. Если средние два пятна каждой полоски – двуцветные головки птенцов, то соседние с ними – крылышки двухпёрые.
Серединки у всех полосок одинаковы: светлое пятно рядом с темным; кончики у каждой полоски – тоже одинаковые: слева от средних двух такое же чередование пятен как и справа. А друг от друга полоски отличаются. И названием, и голосом (уровнем вибраций), и цветом крылышек. С белоснежными – то Варна Духа, с темно-светлыми – Варна Воды, со светло-темными – Варна Огня, и с темными – Варна Земли.
Санскритское «варна» имеет несколько значений более широких чем «каста»: качество, вид, цвет, внешний облик, категория. В древнеиндийских памятниках культуры мотивы происхождения четырёх варн от некоего демиурга или культурного героя, родоначальника традиции повторяются неоднократно.
Из двух верхних полос сложился прямой крест со смещенной вверх от центра окружности горизонтальной перекладиной. Из двух оставшихся полос получился косой крест, тоже смещенный от центра, но вниз.
Потом все четыре полосы были разрезаны поперек пополам, половинки прочитаны как триграммы: чередование тёмных и светлых пятен преобразовано в прерывистые и непрерывные чёрточки-яо, -- и помещены по восьми точкам окружности. Наконец, последнее усилие: вся композиция была повернута вокруг центра окружности так, чтобы триграмма Огонь оказалась вверху, а триграмма Вода – в нижней части схемы, названной именем Вень вана.
С появлением ВРЕМЕНИ совершенная 8-лучевая звезда распалась на два смещенных относительно центра симметрии креста. Свято место пусто не бывает – появилась Мысль. Как астрономы по отклонениям движения Урана от «идеальной» орбиты догадались о существовании Нептуна, так же «ищущий» по искажению всех симметрий Багуа Прежнего неба может почувствовать в схеме Вэнь вана мерцание Мысли – «парадокса центра всех симметрий»! Мысли, пронизывающей все уровни материального бытия. От 4-х белкового устройства ДНК-РНК до спектрального ( 4-х варнового) устройства общества и до идеологических доктрин.
«Как же может человек родиться еще раз, повторно» , -- недоумевал в евангельской притче Никодим (один из тех, о ком Толстой говорил: «есть люди мира, тяжелые, без крыл. Они внизу возятся»). – «Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться», -- вопрошал он Христа.
-- Иисус отвечал: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Небесное».
Только и остается напомнить, что и библейский Адам, и перволюди, созданные китайской Нюйвой, были созданы с использованием Варн Земли ( глины) и Огня, а перекрещенные кости под изображением христианского символа «Адамова голова» невероятно похожи на косой крест. А христианскому крещению водой и Духом предшествовало крещение "дваждырожденных" Варной Воды и Варной Духа.

Адрес заметки: http://rustimes.com/blog/post_1570778477.html
Ваш комментарий к статье:
Правила комментирования:



cod

Ограничение на длину комментария 10Kb. Вы ввели: 0 символов, осталось: 10240



  1. Все поля формы обязательны для заполнения.
  2. При этом Ваш e-mail не публикуется.
  3. Сообщение должно вместиться в 10 килобайт.
  4. Содержание комментариев, оставленных на опубликованные материалы, является мнением лиц, их написавших, и не обязано совпадать с мнением Администратора, никоим образом не ответственного за выводы и умозаключения, могущие возникнуть при прочтении комментариев, а также любые версии их истолкования.
  5. Не будут опубликованы комментарии:
    1. нарушающие положения законодательства РФ.
    2. содержащие оскорбления любого вида
      (личного, религиозного, национального...);
    3. включающие неуместные теме поста ссылки, в том числе спамовые;
    4. содержащие рекламу любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
    5. не относящиеся к теме статьи или к контексту обсуждения.
  6. Факт оформления Вами комментария является безоговорочным принятием этих условий.

Все заметки категории «Философия»