Фауст и Мефистофель



 

 

ИЗ ФАУСТА

Фауст, «остановив мгновенье», умер, и далее слова Мефистофеля в двух разных переводах, наиболее известных: Пастернака и Холодковского.

Борис Леонидович Пастернак (1890 — 1960) — русский писатель, поэт, переводчик; нобелевский лауреат.

Николай Александрович Холодковский (1858 — 1921) — русский зоолог, поэт-переводчик, член-корреспондент Петербургской Академии Наук.


I вариант


Конец? Нелепое словцо!

Чему конец? Что, собственно, случилось?

Раз нечто и ничто отождествилось,

То было ль вправду что-то налицо?

Зачем же созидать? Один ответ:

Чтоб созданное всё сводить на нет.

«Всё кончено». А было ли начало?

Могло ли быть? Лишь видимость мелькала,

Зато в понятье вечной пустоты

Двусмысленности нет и темноты.

(перевод Б.Пастернака)


II вариант

 

Прошло! Вот глупый звук, пустой!

Зачем прошло? Что, собственно, случилось?

Прошло и не было — равны между собой!

Что предстоит всему творенью?

Всё, всё идёт к уничтоженью!

Прошло… что это значит? Всё равно,

Как если б вовсе не было оно —

Вертелось лишь в глазах, как будто было!

Нет, вечное Ничто одно мне мило!..

(перевод Н.Холодковского)


Какой перевод больше нравится — дело вкуса. Спорить не надо, они оба дополняют смысл. А вот над смыслом надо крепко подумать.

Да уж, мощный человек был Гёте. Мощный.




ФАУСТ И МЕФИСТОФЕЛЬ

— Мефистофель, ответь мне: моральна ли Истина и истинна ли мораль?

— Эх, Фауст. А что, по-твоему, есть Истина?

— Истина — есть исток всего, родник (от Рода), причина, следовательно, — сам смысл всего сущего.

— Копай глубже, Фауст. У слова «смысл» (со-мысл) есть синоним — «резон». Резонанс, совпадение, согласие, созвучие. С чем совпадаешь, на что настроен, то для тебя есть Истина. А моральна ли она, решать тебе. Поэтому каждый по-своему недоволен жизнью.

— А что, Мефистофель, по-твоему, есть Истина?

— Истина — то, что есть. И никакого лукавства. Оглянись вокруг и услышишь зубовный скрежет. Дурак вопит о несправедливости, мудрец добро и зло приемлет равнодушно. Ибо всё относительно.

— Относительно чего?

— Относительно тебя, мой доктор. Потому что ты в центре вселенной и ты есть мера всех вещей.

— Следовательно, я могу всё вмиг разрушить, обнулить, чтоб всё исчезло?

— Да.

— И как это сделать?

— Так, как это делает кинооператор, останавливая киноплёнку. Останови мгновенье, и «кина не будет».

— Искуситель, ты хочешь сказать, что вечного счастья не бывает? И что мои потуги напрасны?

— Счастье длится миг, равный нулю. Лови моменты и будь доволен этим.

— Но ведь счастье (с-частье) — это совпадение, резонанс, ощущение себя частью Единого. Разве мне в этом отказано?

— Нет. И ты помнишь те мгновения, когда тебя озаряло прозрением. Ты был на вершине блаженства.

— А где в эти мгновения был ты, Искуситель?

— Я всегда с тобой. Я в тебе и ты во мне. Ты есть внешнее Эго, а я — твоё внутреннее «Я», с кем ты вечно бормочешь, когда разговариваешь сам с собой.

— Хм… Говорят, что замысел Мефистофеля состоит в том, чтобы завладеть душой Фауста, заставить его принять какой-либо из миражей за смысл жизни человека. Его стихия — разрушать всё, что возвышает человека, обесценивать его стремления.

— Это болтают те, кто не дорос до Гёте. А ведь Гёте дал подсказку. Он ведь придумал мне имя Мефистофель. Откуда? Слова «Фауст» () и «Мефисто» () органично входят в геномное понятие «Змий» (). То есть мы с тобой представляем собой двойственность, искушающую саму себя. Мы есть внутренний диалог между смертной и бессмертной частями одного. И мне вовсе незачем завладевать твоей душой, потому что я и есть бессмертная часть тебя.

— Лукав ты, однако.

— Я честен. Ведь ты не упрекнёшь меня в невыполнении хотя бы одного обещания. Булгаков назвал меня Воландом (анд). Первые две руны этого слова дают имя Род.

— А кто же тогда Сатана, Дьявол, Бафомет, чёрт?

— А это, дорогой, и есть ты — самоуверенное Эго, временный персонаж, кукла на сцене, возомнившая себя актёром, режиссёром и сценаристом спектакля. И когда раздаётся «кина не будет, остановись мгновенье», кукла исчезает.

— Грустно. И как жить после этого?

— Весь мир — театр. Жизнь — игра. Играй красиво, играй умно, таких спектаклей будет у нас много. Ты — целая самодостаточная Вселенная, ты — одинокая Мысль, блуждающая в пустоте Ничто, поэтому никогда не кланяйся дуракам и будь счастлив.



О ХОХОТЕ ШАМАНА

В своей книге «Хохот шамана» доктор психологии Владимир Сёркин определяет шамана как «не человека» или «не совсем человека». Сам же Шаман называет себя вороном, медведем, волком, деревом и т.д.

Так кто же он — шаман? Человек или не человек?

Человек — двойственность. С одной стороны он состоявшийся Ф[]ауст — мудрый старец 9-го аркана с фонарём, ищущий себя, Истину и братьев по разуму. Это наше земное Эго, блуждающее в иллюзии.

С другой стороны он М[]ефистофель — искуситель, «кинооператор», материализатор иллюзии под названием жизнь, египетский Сет 7-го аркана. Это наше глубинное внутреннее Я.

И тот, и другой являются принципами.

А кто же шаман? Шаман — оборотень-перевёртыш, умеющий осуществлять принцип жертвенности 12-го аркана. То есть он может быть тем и другим: или обычным материальным вполне земным человеком, или виртуальным божеством, ошарашивающим толпу.

Как он это делает? Вообще-то, секрет прост — смена точки зрения. Ты тот, кем себя считаешь.

Обе сути находятся в тебе. И ты можешь смотреть на всё с точки зрения приземлённой разумной твари или с точки зрения богов. Вживаться в роль человека тебе просто, ты уже привык к этому самогипнозу. А вот вжиться в небесную сущность трудно, хотя теоретически запросто. Для этого надо понимать то, что всегда являлось большой тайной для толпы, что является герметическим знанием. Чтобы вжиться в кого-то, надо понять его. Верно и обратное. Но для этого надо отречься от себя, что для многих боязно[1] и неприемлемо.

А почему это тайна? Потому что, возомнивший о себе дурачок может наломать дров и, в лучшем случае, попасть в палату №6 к братьям по шизофрении.


***

Простите меня, боги, за болтливость. Но, рассыпая бисер всем под ноги, я помогаю тем редким людям, которые подберут то, что им позарез нужно и до чего они уже созрели. Они понимают. Остальные же пролетают на фанере над Парижем[2].

Многих умноглаголящих здесь «специалистов по всем вопросам» мне надоело тщетно уговаривать читать книги, поэтому я периодически подбрасываю вот такие провокационные посты[3] с единственной целью — раздразнить упрямых и заинтересовать ищущих.

А на нет и суда нет.


© Юрий Ларичев, 2017


 

[1] Кстати, почему для многих боязно отречение от себя? Ведь что такое смерть? Смерть — это смена точки зрения.

[2] «Подобное понимает подобное» (Гермес). Это же доказано теоремой Гёделя. Это же сказал Гёте.

Фауст:

Ты целый мир обширный обнимаешь: О деятельный дух, как близок я тебе!

Дух:

Ты близок лишь тому, кого ты постигаешь —

Не мне.

[3] О чём тут я вякал? О каббалистической Меркабе.

«Запрещено объяснять двум лицам сразу Бытие, даже одному — Меркаба — или Небесную Колесницу, если только сам не мудрый человек и не понимает этого сам по себе» (трактат Мишна).



Социальные сервисы:


Адрес заметки: http://rustimes.com/blog/post_1500843431.html
24 июля 2017, 18:50
"— А это, дорогой, и есть ты — самоуверенное Эго, временный персонаж, кукла на сцене, возомнившая себя актёром, режиссёром и сценаристом спектакля."
Вот только вчера размышлял на тему - а что такое "личность".
"личность - личина - маска". Это ведь не то что есть каждый из нас внутри, это некие приобретённые свойства не данные от рождения, естественно что каждый раз "личность-маска" будет меняться как костюм для каждой роли свой. Стоит ли сожалеть об этом? Думаю не более чем о любимом костюме...
31 июля 2017, 13:00
"Кстати, почему для многих боязно отречение от себя? Ведь что такое смерть? Смерть — это смена точки зрения."

А я недавно размышлял и периодически размышляю на тему смерти (не поймите превратно). Ведь весь трагизм человеческой жизни, все страхи и слабости произрастают из страха смерти, из того, что человек (личность) рано или поздно прекратит своё существование в текущем виде. И мы (смертные) цепляемся за это временное состояние, боимся его потерять из-за неизвестности и страха перед ней. Потому что не знаем, что будет потом. Если бы человек не был смертен (знал, что он бессмертен), то не боялся бы совершать то, что грозит смертью. И какие бы это возможности открывало перед ним. Но смерть (страх смерти) загоняет нас в тесные рамки физического бытия, которые не дают (за редким исключением) раскрыться божественной (творческой) сущности Человека. Видимо, так и должно быть. Для баланса.
04 августа 2017, 05:45
Входи в распахнутые двери,
Не верь, не бойся, не проси!
Одною мерой - всех не меряй,
Ведь пришлых - вдоволь на Руси!

Туман сгустился на рассвете:
Такой, что не видать ни зги...
Ты - перед совестью в ответе:
Считаешь нужным - помоги!

Помог? В ответ, не жди награды,-
Смерть всё оплатит, по счетам...
Бог - сердцу нашему отрада:
Мы - братья, звёздам и цветам!

Не унижай, не возвышайся,
Не слушай сплетен позади:
Ищи, борись и не сдавайся,-
Зажги Огонь - в своей груди!
*
Link

Адрес заметки: http://rustimes.com/blog/post_1500843431.html
Ваш комментарий к статье:
Правила комментирования:



cod

Ограничение на длину комментария 10Kb. Вы ввели: 0 символов, осталось: 10240



  1. Все поля формы обязательны для заполнения.
  2. При этом Ваш e-mail не публикуется.
  3. Сообщение должно вместиться в 10 килобайт.
  4. Содержание комментариев, оставленных на опубликованные материалы, является мнением лиц, их написавших, и не обязано совпадать с мнением Администратора, никоим образом не ответственного за выводы и умозаключения, могущие возникнуть при прочтении комментариев, а также любые версии их истолкования.
  5. Не будут опубликованы комментарии:
    1. нарушающие положения законодательства РФ.
    2. содержащие оскорбления любого вида
      (личного, религиозного, национального...);
    3. включающие неуместные теме поста ссылки, в том числе спамовые;
    4. содержащие рекламу любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
    5. не относящиеся к теме статьи или к контексту обсуждения.
  6. Факт оформления Вами комментария является безоговорочным принятием этих условий.

Все заметки категории «Психология»